Екатерина Иванова
Рекомендации по их разработке и составлению «Компьютерные презентации для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Компьютерные презентации для дошкольников. Рекомендации по их разработке и составлению»
Презентация - это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них.
Презентации - это способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук.
Оформление презентаций
Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Публикация «Рекомендации по их разработке и составлению „Компьютерные презентации для дошкольников“» размещена в разделах
Расположение информации на странице
• Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана, если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней;
• желательно форматировать текст по ширине;
• не допускать «рваных» краев текста.
Цвет
• Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)
• Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.
• На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.
• Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
Шрифт
Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:
• размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;
• освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры.
Текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в маленьком учебном классе):
• заголовок 22-28 pt;
• подзаголовок 20 -24 pt;
• текст 18 - 22 pt;
• подписи данных в диаграммах 18 - 22 pt;
• шрифт легенды 16 - 22 pt;
• информация в таблицах 18 -22 pt.
Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (ученики) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.
Наименьшую высоту буквы (h, проецируемой на экран можно рассчитать по формуле: h = 0, 003D, где D – расстояние от учащихся, сидящих за последними столами кабинета, до экрана.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т. к. они читаются хуже.
Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок; использование рамок, заливки и пр. обеспечивает единый стиль в оформлении. Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной. Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.
Текст
Текст на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне
слайда, использование контрастных цветов для фона и текста) должен быть читаем. Подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть).
С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.
Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока (лекции, воспитательного мероприятия). С точки зрения содержания, текст на слайде - это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея.
Диаграммы и таблицы
Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет значение и с точки зрения формирования у школьников умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть в педагогической практике они рассматриваются как форма, прием представления учебной информации.
• Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.
• Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.
• Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта
• Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.
• Размер и вид диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации.
• С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.
• • Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных
• Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.
• Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась.
• Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне
• При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.
Схемы
Схемы в презентации это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами.
Как и диаграммы, схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала. Так же, как и таблицы, схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовой информацию.
• Как правило, на одном слайде размещается одна схема.
• Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.
• Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности», с точки зрения зрительного восприятия.
• Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.
• При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации
Рисунки, фотографии
Рисунки чаще всего используются для: разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.
Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:
• четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;
• соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);
• разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).
• размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;
• для облегчения «веса презентации», т. е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде.
• соответствие изображений возрастным особенностям учащихся.
Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).
Анимации и эффекты
Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
• Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета, выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
• Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
• С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т. д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Музыкальное сопровождение
Качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних
шумов).
Содержание презентаций
Обычно план содержания презентации выглядит так.
1. Титульный лист. Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.
2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
3. Заголовок раздела.
4. Краткая информация.
Пункты 3 и 4 повторяются сколько, сколько необходимо. Главное тут придерживаться концепции: тезис – аргументы – вывод.
5. Резюме, выводы. Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде.
6. Спасибо за внимание. Здесь также обязательна Ваша контактная информация.
Виды:
1. Демонстрационный ряд
2. Сериационные картины
3. Дидактическая игра
4. Фильм / мультфильм
5. Диагностический материал
6. Смешанная.
Оценка применения презентаций
* Помните, презентация сопровождает речь педагога (лектора, но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.
* Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими приемами использования данного ресурса на уроке (в воспитательном мероприятии, на лекции и пр.).
* Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.
* Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.
* Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Педагогу важно превратить ученика из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.
Выполнение данных рекомендаций позволит обеспечить качественное оформление и содержание презентаций, соответствие основным критериям:
Критерии оформления:
• соответствие оформления целям и содержанию презентации;
• единый стиль в оформлении;
• разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
• грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);
• качественное форматирование текста;
• качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;
• дизайн и эстетика оформления;
• продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.
Критерии содержания:
• соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);
• соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;
• слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
• не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.
Критерии применения:
• текстовое содержание презентации не должно повторять речь педагога слово в слово, должно быть разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда;
• компетентность педагога в использовании презентаций: знание технических основ, владеть методическими приемами использования данного ресурса на уроке;
• интегрированное использование презентации и педагогических технологий.
Критерии технической готовности:
• хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;
• рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;
• наличие затемнения и быстрое управление им;
• соответствие общим гигиеническим условиям;
• соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийных
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:
Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска
по состоянию зрения 10 минут в день
Для детей 5 лет, относящихся к группе риска
по состоянию зрения 7 минут в день
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:
- первая половина дня – оптимальна
- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16ч. 30мин., после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей
6 лет – 2 раза в неделю.
рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:
вторник, среда,
четверг – оптимальные;
понедельник – допустимый.
В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня
(нарушение режима в выходные).
В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
Используемые источники информации:
1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-
вычислительным машинам и организации работы
2. Требования безопасности к электронным пособиям, установленные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 307
3. Аствацатуров Г. О., Гряда Н. Н., Погодин В. Н. Технологическая карта оценивания
авторской разработки.
4. Брыксина О. Ф., Овчинникова О. А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное
средство педагога. – http://www.sipkro.ru/pedsovet2005/IT_Prezent.htm
5. Гомулина Н. Н. Оформление презентаций. – www.gomulina.orc.ru
6. Морзе Н. В., Вембер В. Г., Кузьмінська О. Г. Общие критерии оценивания презентации. –
http://sites.google.com/site/nmkinformatika10/
7. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-
образовательных презентаций Microsoft PowerPoint –
http://docs.google.com/Doc?id=dcrwjdpd_102gqsnqhdt
8. Требования к презентации – http://www.openclass.ru/wiki-pages/31184