Папки-передвижки

Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста

Татьяна Маколова
Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

«Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинка»

Маколова Т. А.

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Педагоги и воспитатели дошкольного учреждения непрестанно объясняют взволнованным мамам и папам, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, как нужно и как не нужно себя вести с ребенком, что будет способствовать успешной адаптации малыша к ДОУ.

Публикация «Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

То, насколько быстро малыш привыкнет к детскому саду зависит не только от его личностных качеств, но и от того насколько воспитатель вооружен знаниями о психологических особенностях возраста ребенка, о специфике его адаптивных возможностей, о способах эффективной помощи ему в приспособлении к новой обстановке, освоении неизвестного пространства с новым окружением и новыми социальными отношениями.

Когда ребенок поступает в детский сад, начинается новая, более самостоятельная жизнь ребенка. Малыш попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу. Нельзя сказать, что существует единый подход ко всем детям во время адаптации. Каждый ребенок своеобразен. Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. У кого-то адаптация проходит быстро и легко, а у кого-то долго и тяжело.

Большинство детей раннего возраста испытывают разного рода трудности в процессе адаптации к ДОУ. У кого-то из малышей полностью меняется распорядок дня и характер питания, кто-то не обладает полностью сформированными навыками самообслуживания, многие испытывают трудности в речевом развитии, воспитательные приемы и стиль взаимодействия взрослый-ребенок во многом отличны от тех, которые используются дома. В связи с этим многие дети испытывают стресс и находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что может быть причиной трудностей его дальнейшего развития.

Задача воспитателя в это период состоит не только в повышении уровня адаптации детей к ДОУ, но и в:

- создании условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада, преодолении стрессов, различного рода детских страхов, снятии эмоционального и мышечного напряжения;

- создании системы эффективного взаимодействия между педагогом и детьми, развитии навыков взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения;

- развитии интеллектуально-психических функций детей (внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

-обучение социально –бытовым навыкам.

Для того, чтобы удачно провести адаптацию детей в ДОУ нужно провести предварительную работу с родителями. Объясняю родителям, что у ребенка начинается важный период жизни. Он входит в социальное общество – Детское дошкольное образовательное учреждение. Что для этого нужно?

В первую очередь, соблюдение тех правил и норм, которые уже есть в детском саду. Это, прежде всего, режим дня. Он одинаков для всех. Соблюдение режима дня дома облегчает адаптацию ребенка (привыкание ребенка к режиму в группе).

Второе – это регулярное посещение. Ребенок четко знает, что посещать детский сад надо ежедневно. Это тоже облегчает адаптацию.

И третья составляющая успеха – это положительный настрой родителей. Без этого положительная адаптация ребенка нереальна. Если родители настроены настороженно, чего-то опасаются, это отрицательно сказывается на эмоциональном фоне ребенка.

Отсюда вытекает наша основная задача – создание положительного эмоционального фона и доверительных отношений с родителями детей.

Есть еще один нюанс для проведения более легкой адаптации. Если ребенок очень сильно привязан к матери и тяжело с ней расстается, то лучше, чтобы в садик малыша привел папа или кто-нибудь из родственников (бабушка, дедушка).

Перед началом адаптации провожу с родителями беседу, из которой узнаю об их представлении о детском саде, что они думают об адаптации. Что думают об образовательном процессе в детском саду и в частности в ясельной группе.

Расспрашиваю о привычках малыша, о его режиме дня дома. Спрашиваю, как любит малыш укладываться спать: нужно его покачать или он просто сам засыпает с любимой игрушкой. Любит ли колыбельные песенки.

Как дома малыш кушает? Сам ложкой или любит, чтобы его кормили, и при этом с удовольствием открывает рот. Либо он еще не приучен к обычной пище и питается еще из бутылочки. Какие продукты предпочтительнее. Есть ли аллергические реакции на какие-либо продукты. Прошу родителей принести справку от врача, на какие продукты есть аллергия.

Предлагаю родителям рассказать, как они проводят прогулку с малышом: ходят играть с другими детьми во двор или идут на детскую площадку. Уточняю, как ребенок идет на контакт с другими детьми, как общается со своими сверстниками. Проявляет инициативу в играх или нет.

Также необходимо уточнить, как ребенок идет на контакт со взрослыми: опасается нового контакта, либо открыт в общении.

Узнаю, как успокоить малыша, если он расплакался. Какие его любимые игрушки, может лучше песенки – потешки, или что-то еще. Все эти особенности необходимо уточнить у родителей.

Узнать все ответы на эти вопросы помогает анкетирование. Анализируя анкеты, которые заполняли родители, я отметила ряд типичных ошибок во время адаптации ребенка к ДОУ :

- неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение;

- родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад;

- родители не оценивают плаксивость как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду;

- многие родители не готовы к тому, что надо проявить терпение в этот сложный период для малыша;

- родители сами пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности: думают, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы»;

- родители не всегда согласны с тем, что дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы или папы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Теперь непосредственно о самом процессе адаптации.

Из опыта работы рациональнее всего следовать такой схеме:

• прогулки на улице;

• вход в группу и пребывание в ней до обеда;

• обед (принятие пищи);

• знакомство со спальней, знакомство с кроваткой;

• привыкание к кроватке;

• сон, пребывание ребенка до полдника;

• пребывание ребенка целый день.

Каждый из этих этапов очень важен.

Первое знакомство воспитателя и ребенка должно происходить в присутствии родителя (мамы или папы) ребенка. Пребывание ребенка в первый день должно быть кратковременным. Желательно, если они придут на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Считаю, что не надо навязывать ребенку свое присутствие. Просто подойти к ребенку поздороваться и познакомиться. Предложить поиграть вместе. Если ребенок не согласен, стесняется или опасается чего-либо, не настаивать. Отойти в сторонку и продолжить игру с другими детьми. В этой ситуации хорошо работают народные песенки и потешки. Играя в песок или делая куличики из песка, можно что-нибудь напевать. Певучесть слов народного фольклора завораживает и заинтересовывает детей. Они сами подходят к воспитателю. И как бы между прочим предлагаю играть вместе. Чаще всего ребенок соглашается.

Хорошо сближают малыша и воспитателя подвижные игры. Дети любят играть вместе. «Дети, покажите, как летают птички!», «Полетели на самолетах!», «Кто любит кататься на поезде?» - все подвижные игры сопровождаю стихотворениями или песенками. Так начинается первый контакт.

Первый положительный контакт очень важная и хрупкая вещь. Нужно быть очень осторожной, чтобы, не разрушить его. Необходимо закрепить этот контакт новыми играми. Чем больше мы увлекаем детей игрой, тем больше они к нам привязываются, больше доверяют вам, и идут в группу с большей охотой.

Если ребенок сам не подходит к воспитателю, тогда нужно предложить маме поиграть вместе с ребенком на участке. Через несколько дней совместных прогулок предлогаю маме уходить с прогулки на некоторое время (15-20 минут).

На этом этапе ребенок учится находиться без родителей. В это время отвлекаю ребенка, завлекаю игрой.

Теперь о третьем этапе адаптации. Вход в группу.

Как правило - этот этап проходит без эмоциональных всплесков. Дети с удовольствием идут в группу. Их завлекает обилие игрушек и развивающих пособий. Яркая и просторная группа нравится детям.

В первое посещение провожу экскурсию по группе. Дети растут, познают мир, развиваются, им нравится узнавать что-то новое, что-то особенное. Именно самостоятельность, которую они получают в группе, придает значимость ребенку. Ему нравится все делать самому. Чувствовать себя большим, самостоятельным.

Нельзя думать, что если ребенок идет радостно в группу, остается на прогулке, также с удовольствием останется на сон. Это большое заблуждение. Тем более дети с тонкой душевной организацией. Он впервые остается на сон без мамы. Для него это очень страшно и опасно. Здесь нельзя заставлять. Только по доброй воле. Можно покачать ребенка в кроватке, спеть ему колыбельную песенку, предложить какую-нибудь понравившуюся игрушку. Лучше если родители принесут из дома любимую игрушку малыша. Эта маленькая частичка дома успокоит ребенка, поможет заснуть.

Теперь поговорим о принятии пищи.

Детям нравится, что в группе мебель подобрана по возрасту. Они с удовольствием садятся на стульчики. Нравится сервировка стола, их это привлекает. Но вот принесли обед. Начали разливать по тарелкам. Акцентирую этот момент: «Нам принесли обед! Как вкусно пахнет! Давайте сядем за столы и узнаем, что же такое вкусное в наших тарелочках!»

Даже если новенький ребенок не хотел кушать или опасался сесть за стол, теперь точно захочет узнать – что же там такое в тарелочках. Детское любопытство берет верх. Ни в коем случае нельзя заставлять кушать малыша. Пусть сам немного попробует. Можно предложить покормить его, если согласится – покормить. Приговаривая: «Какой вкусный супчик!» Либо что-то похожее. В этом случае тоже очень хорошо работают потешки и песенки.

Теперь знакомство с кроваткой. Позволяю малышу самостоятельно исследовать ее. Пусть он побудет в роли исследователя. «Посмотри, какая красивая кроватка! Что это такое нарисовано у тебя на простынке? Какая интересная подушка! Кто это нарисован у тебя на подушке?» Предлагаю посидеть на кроватке. Дети опасаются всего нового. Одни дети быстро и без опаски познают и привыкают к новому, а другие проходят этот этап более медленно. Увидев, что все дети лежат на кроватках – новенькому малышу тоже захочется. Пусть он сам ляжет на кроватку.

Исходя из опыта работы наиболее успешным и эффективным считаю способ адаптации ребенка к детскому саду через ритм, в частности стихотворный. Почему ритм? Ребенок, находясь еще утробе матери слышит звук ее ритмично сокращающегося сердца. И именно этот, знакомый и родной звук он ищет сразу после рождения, именно этот звук сопровождает малыша в процессе адаптации к новому миру. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха. Ритм упорядочивает нашу жизнь.

Используя стихотворный ритм в процессе адаптации детей к ДОУ, сопровождая ритмическим четверостишием любую деятельность детей, я тем самым активизирую нервно-психические процессы в головном мозге, которые способствуют лучшей адаптации ребенка к условиям внешней среды. Непонятные требования взрослого становятся понятными и интересными.

В течение многолетнего опыта работы с детьми ясельной группы мною были не только подобраны различные произведения известных авторов А. Барто, С. Маршака, В. Берестова и др, но так же самостоятельно составлены четверостишия в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия: умывание, зарядка, одевание и т. д.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста подбираю разнообразные формы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, элементы устного народного творчества способствующие возникновению положительных эмоций у детей.

Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., провожу как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких детей. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний.

Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать.

Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям группы раннего возраста. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

В связи с этим, применяю в адаптационный период метод «песочной терапии»

Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом проходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные развивающие обучающие игры- занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития самореализации ребенка. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Поэтому подобрала набор мелких предметов: человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода - все что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. И мы, педагоги получаем возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умения нормально общаться.

Использую упражнения:

· Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной.

· Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом — цветок, солнышко, ежик).

· Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром).

· Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).

· Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).

· Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).

В завершение хочется отметить: Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему на благо.

Публикации по теме:

Игры с водой для детей раннего возраста в период адаптации Вид проекта: по методу- исследовательский; по характеру: ребенок и природа; по характеру участия: дети (2 года –3 года, воспитатель, родители,.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсадуИспользование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсаду Использование игровых технологий для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детскому садику. Основным.

Комплексный подход к музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в свете ФГОС ДО. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детсий сад «Сказка» №5 г. Адыгейска МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных.

«Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». Консультация для родителей «Развитие коммуникативных умений в период адаптации детей раннего возраста». На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОО Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду В основе физического здоровья и с этим теперь,.

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптацииПсихологические особенности детей раннего возраста в период адаптации Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации. Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Роль игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Тема семинара «Организация развивающей предметно- пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 03:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маколова (УИ 1385495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД