Оксана Фролова
Роль игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Когда мама впервые собирается отдать ребенка в детский сад, почти каждая представляет себе идеальную картину: ребенок машет маме ручкой и идет знакомиться с новыми игрушками и друзьями. Иногда так и случается, но зачастую мы можем наблюдать иную картину: ребенок цепляется за маму и умоляет ее не уходить. Мама же переживает не меньше малыша. Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателя в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Ребенок переживает: «Как я без мамы?», «Не забудут ли меня здесь?» и т. д. Привыкание ребенка процесс не простой, так как адаптивные возможности маленького организма ограничены. Поэтому мы можем наблюдать то, что ребенок начинает часто и подолгу болеть, так как угнетены все жизнеобеспечивающие функции организма, что связано конечно же со стрессом прежде всего.
Публикация «Роль игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
В группе очень много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных, не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходится проводить большую воспитательную работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того; насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Из опыта своей работы могу отметить, что в проведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. У детей приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры. Очень сложным бывает процесс, когда ребенок идет в детский сад и до сих пор не отучен от груди, пустышек, бутылочек, подгузников.
Вот в этой ситуации и возникает проблема в отношениях между родителями и воспитателями.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период.
Помочь ребенку в это не простое время должны не только воспитатели, но и близкие люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В раннем дошкольном возрасте это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. И чтобы детям было легче войти в эту жизнь мы много играем. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, отзывчивого, готового всегда прийти на помощь, человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.
Важную роль мы уделяем подвижной игре. В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребенка. Понятно, что дети в этом возрасте не могут самостоятельно организовывать игру, так как маловато знаний и навыков, и не сформированы игровые отношения.
Кроме того очень помогает и пальчиковая гимнастика, не только для развития, но и поднятия настроения.
Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:
- знакомство детей, их сближение друг с другом;
- знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;
- знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;
- знакомство с персоналом детского сада;
- знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Все это, т. е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:
- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);
- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
- специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный так он дольше останется для детей необычным);
- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
Таким образом, задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный период, способствовать наиболее полному развитию его психики, которая изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Воспитатели и родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и сделать все возможное, чтобы ребенку захотелось идти в детский сад с удовольствием!