Елена Преловская
Опыт работы по сказкотерапии в детском саду
«Комната сказок в детском саду»
Сказка учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра.
Публикация «Опыт работы по сказкотерапии в детском саду» размещена в разделах
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями.
Детям «Обуховского детского сада «Земляничка» повезло, у нас есть комната сказок, поэтому ребята могут не только послушать сказку, но и попасть туда. В нашем детском саду мы используем различные направления сказкотерапии, такие как чтение (рассказывание) произведения, художественное изображение — рисование, лепка, аппликация, диагностика, придумывание собственной истории, создание кукольных персонажей, театрализованная постановка. Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями ребят. Комбинируя различные методы и приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку в разной ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.
Сказка сопровождает нас целый день
В работе с детьми мы используем такие приемы работы со сказкой :
1. Анализ сказки.
После прослушивания детьми сказки им задается вопросы : Как вы думаете, о чем эта сказка? Кто из героев вам больше всего понравился или не понравился. Как вы думаете, почему герой совершал те или иные поступки? Почему в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
3. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
4. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Сказка с нами всегда, и в ходе занятий, режимных моментах, в свободной деятельности детей.