Папки-передвижки

Когда родителям нужна встреча с психологом

Наталья Владимировна Рожкова
Когда родителям нужна встреча с психологом
▼ Скачать + Заказать документы

«Когда родителям нужна встреча с психологом»

В штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.

Одни родители ошибочно называют психолога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях ДОУ) и потому считают посещение этого специалиста необязательным.

Темочки:

Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребенка, на всякий случай отказываются от контактов с педагогом-психологом.

Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и детальными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обращаются к психологу чуть ли не каждый день.

Четвертые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребенка в школу, когда его «успехи» становятся предметом интенсивного обсуждения на родительском собрании выпускников ДОУ.

Попытаемся кратко разъяснить, для чего в детском саду нужен педагог-психолог, когда родителям следует обратиться к нему и по каким вопросам нужно как можно быстрее согласовать точку зрения родителей с точкой зрения специалиста.

Система общественного дошкольного воспитания, сложившиеся в нашей стране, справедливо считается уникальной, так как ее основные цели – обеспечение здоровья ребенка и его полноценное развитие. Осуществление этих целей достигается подготовкой соответствующих кадров и созданием программ, отвечающих задачам начальной ступени образования. Но всегда (во все годы и при разных программах обучения и воспитания) важнейшим условием успешного развития и образования детей дошкольного возраста было глубокое и содержательное взаимодействие семьи и детского сада, что сегодня в значительной мере и обеспечивается деятельностью педагога-психолога ДОУ.

Пока ребенок, развиваясь и воспитываясь в семье. Делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития, за все его достижения отвечают родители.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение (в настоящее время это не так просто, но наконец, родителям повезло) в семье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжелых буднях малышей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встретиться с педагогом-психологом. Зачем? Чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, новым людям, новому меню и т. д.

Педагог-психолог ДОУ занимается вопросами диагностики, профилактики или коррекции психического развития дошкольников всех возрастных групп. Во многих детских садах первое знакомство с родителями и ребенком происходит при участии этого специалиста. Можно заранее записаться на консультацию психолога. В любом случае педагог-психолог обязательно найдет время для первой встречи с новым воспитанником и его родителями.

Многие дети, оказавшись в незнакомой обстановке (в кабинете психолога, теряются, напрягаются, залезают к маме на колени или, наоборот, не чувствуя ограничений, устремляются осваивать новое пространство. Педагог-психолог, используя методы и приемы организации внимания малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребенка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др., наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша, как увеличивать интервалы разлуки, а периоды общения с другими близкими взрослыми сделать интересными.

Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы родителям, как преодолевать сопротивление ребенка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрослый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использовать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть.

С педагогом-психологом родители могут проанализировать сильные и слабые стороны психического развития своего ребенка, их соответствие (несоответствие) возрастным нормативам.

У некоторых детей есть особые привычки (их еще называют вредными, о которых родители иногда стесняются рассказывать, например в одних семьях ребенок засыпает только при соблюдении определенного, иногда достаточно сложного ритуала или, засыпая, начинает сосать какую-то мягкую игрушку. В других семьях малыш просыпается с плачем, в плохом настроении, которое преодолевается лишь с помощью цепочки последовательно осуществляемых действий. Педагог-психолог поможет родителям понять, с какими особенностями развития связано закрепление такого рода привычек и как от них избавиться, не умаляя при этом авторитета взрослых.

Наконец ребенок начал регулярно посещать младшую группу и уже без слез каждое утро шагает «как на работу» вместе с мамой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, преодоление которых также потребует обращения к педагогу-психологу. Один из наиболее явных поводов для такого обращения – изменение отношения ребенка к детскому саду. Например, девочка, которая в течение полугода регулярно и с удовольствием посещала ДОУ, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы остаться дома. Нежелание родителей уступить вызывает у нее слезы, жалобы на плохое самочувствие.

Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с мамой) всех сторон жизни ребенка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины могут быть самые разные: конфликт с ровесниками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ребенка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специалист поможет ребенку с ней справиться.

Очень важно, чтобы, общаясь с педагогом-психологом, родители понимали : этот специалист призван быть на стороне. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на поверхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные навыки – практические, игровые, интеллектуальные, социальные. При обнаружении каких-то слабых сторон в развитии ребенка (медлительность или повышенная двигательная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог порекомендует способы и приемы, известные в современной психологической и педагогической практике. При этом он всегда будет открыт диалогу с родителями, готов к многократным встречам и обсуждениям индивидуальной динамике ребенка.

Поводом для обращения родителей к педагогу-психологу могут быть и некоторые особенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушением процесса засыпания и качеством сна ребенка. Выявление причин такого поведения (при совместном обсуждении педагога-психолога с родителями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка.

Известно, что в основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции, и с таким страхом сталкивается практически каждая семья, воспитывающая маленького ребенка. Но педагог-психолог обязательно обратит внимание родителей на страхи детей, различающиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления.

Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и понятен ребенку (молния, гром, собака, волк, темная комната и др.)

Другая группа – внушенные страхи (суггестивные) могут возникать не только у малышей, но и у детей постарше. Главным источником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями возможных наказаний провоцируют такие страхи. Для их преодоления в первую очередь необходим анализ условий, в которых воспитывается ребенок: кто общается с ним и как, что является главным содержанием такого общения (например, пожилые родственники часто рассуждают о своей возможной смерти, а чувствительный ребенок, открывая конечность жизни, начинает испытывать страх, прибегают ли в семье к наказаниям и какого они рода. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребенка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодолеть и постепенно от них освобождаться.

Тревожность – более обобщенное и размытое состояние, возникающее у чувствительных и ранимых детей не в связи с конкретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Самые разнообразные желания и намерения детей часто остаются лишь намерениями, так как начать какое-то новое дело для них невероятно трудно. Подобная тревожность, если ее не преодолеть, может на длительный период стать чертой личности ребенка, что будет огромной помехой в достижении им элементарной успешности.

Замечая проявления страхов или тревожности у своего ребенка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их причины. Детально описать их протекание, составить программу по преодолению существующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи).

Одной из достаточно серьезных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками. Не секрет, что детское сообщество, складывающееся в конкретной возрастной группе, очень неоднородно. В нем зарождаются предпочтения, симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.

Понаблюдаем за утренним приходом детей в группу: тишина, все потихоньку раздеваются, прощаются с родителями. … Вдруг раздается сразу несколько радостных голосов: «Коля пришел!» Это восклицание – знак того, что дети обрадовались приходу действительного лидера группы. Он не только обладает высоким (для своего возраста) уровнем развития игры, но и умеет строить отношения со сверстниками: он доброжелателен, не задирист, уступчив и при этом инициативен, способен рассказать сверстнику о чем-то интересном, может предложить замысел игры, куда войдут другие дети. Вокруг такого ребенка постоянное движение: все хотят с ним дружить, играть, общаться. И, если он по какой-то причине не пришел в детский сад, все ощущают его отсутствие.

В другом случае мальчик «проживает» совсем иную жизнь: также находясь, целый день в группе ровесников, он остается как бы вне этого коллектива – не проявляет инициативы общения с другими и к нему обращаются очень редко; не может «зажечь» ровесников каким-то интересным замыслом; когда отсутствует в группе, дети этого даже не замечают. Жизнь такого ребёнка протекает монотонно, он фактически остается в одиночестве.

Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обращаются к нему с просьбой помочь ребенку найти друзей в группе. Если взрослые действительно заинтересованы в построении активных и позитивных отношений своего ребенка с другими детьми, с педагогом-психологом они непременно найдут способы изменения сложившейся ситуации. И ребенок обретет свое место в коллективе сверстников.

К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии, и не замечают многих нюансов в настроении ребенка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сегодня многие родители жаждут проявления у детей одаренности и игнорируют проявления у них эмоций и чувств.

Вместе с тем переживания детей могут служить отчетливым сигналом развивающегося негативного эмоционального состояния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьезный повод для обращения к педагогу-психологу.

Составитель: Рожкова Н. В.,

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР – детский сад 52

Литература: журнал «Ребенок в детском саду» 2013 г. № 2.

Публикации по теме:

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

Эссе «Как я стала педагогом — психологом» Устинова Елена Александровна педагог – психолог МБДОУ детский сад п. Солидарность Елецкого района Липецкой области Пожалуй, началось всё.

Конспект группового вводного занятия в школе с психологом Данное занятие, мной использовалось как вводное. С его помощью создавался положительный настрой. А так же таким образом я показывала, что.

Конспект занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Радуга настроений» Конспект занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Радуга настроений». Представление Уголка настроения группе. Задачи:.

Эссе «О себе и опыте работы педагогом — психологом» Описание работы педагога – психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №117» Мутовкиной Анны.

Памятка «Что делать родителям, когда подростку важны сверстники?» ПАМЯТКА. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ПОДРОСТКУ ВАЖНЫ СВЕРСТНИКИ? Не переставать контролировать ситуацию, не отчаиваться и знать, что подростковый.

Преодоление страхов у детей. Школа. Занятие с психологом. Тревога, связанная со школой, актуальна не только для школьников. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) иногда испытывают негативные.

Разработка педагогом-психологом дидактической игры «Найди пару» и применение ее на индивидуальном занятииРазработка педагогом-психологом дидактической игры «Найди пару» и применение ее на индивидуальном занятии Дидактическая игра "Найди пару" Цель игры Целью такого, как кажется на первый взгляд, простого и легкого занятие, с использованием дидактической.

Рекомендации родителям «Когда ваш ребенок один дома» В нашей жизни много разных непредвиденных ситуаций, может случиться так, что просто не кого, попросить присмотреть за ребенком. Но Вы уверены,.

Использование педагогом-психологом нетрадиционных техник для благоприятного адаптационного периода «Мы — веселые ребята»Использование педагогом-психологом нетрадиционных техник для благоприятного адаптационного периода «Мы — веселые ребята» Педагог-психолог, использует на занятиях с детьми раннего возраста нетрадиционные техники для наиболее благоприятного прохождения адаптационного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Когда родителям нужна встреча с психологом
Опубликовано: 8 января 2018 в 11:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Когда родителям нужна встреча с психологом» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Рожкова (УИ 940617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД