Наталья Владимировна Рожкова
Когда родителям нужна встреча с психологом
▼ Скачать + Заказать документы
«Когда родителям нужна встреча с психологом»
В штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.
Одни родители ошибочно называют психолога психиатром (что вовсе не отражает реальных направлений его деятельности в условиях ДОУ) и потому считают посещение этого специалиста необязательным.
Темочки:
Другие, опасаясь раскрытия каких-то сложных сторон в психике своего ребенка, на всякий случай отказываются от контактов с педагогом-психологом.
Третьи, наоборот, стараются подстраховать свою позицию воспитания частыми и детальными обсуждениями отдельных моментов в развитии сына (дочери) и поэтому обращаются к психологу чуть ли не каждый день.
Четвертые узнают о педагоге-психологе только накануне поступления ребенка в школу, когда его «успехи» становятся предметом интенсивного обсуждения на родительском собрании выпускников ДОУ.
Попытаемся кратко разъяснить, для чего в детском саду нужен педагог-психолог, когда родителям следует обратиться к нему и по каким вопросам нужно как можно быстрее согласовать точку зрения родителей с точкой зрения специалиста.
Система общественного дошкольного воспитания, сложившиеся в нашей стране, справедливо считается уникальной, так как ее основные цели – обеспечение здоровья ребенка и его полноценное развитие. Осуществление этих целей достигается подготовкой соответствующих кадров и созданием программ, отвечающих задачам начальной ступени образования. Но всегда (во все годы и при разных программах обучения и воспитания) важнейшим условием успешного развития и образования детей дошкольного возраста было глубокое и содержательное взаимодействие семьи и детского сада, что сегодня в значительной мере и обеспечивается деятельностью педагога-психолога ДОУ.
Пока ребенок, развиваясь и воспитываясь в семье. Делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития, за все его достижения отвечают родители.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение (в настоящее время это не так просто, но наконец, родителям повезло) в семье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжелых буднях малышей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встретиться с педагогом-психологом. Зачем? Чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, новым людям, новому меню и т. д.
Педагог-психолог ДОУ занимается вопросами диагностики, профилактики или коррекции психического развития дошкольников всех возрастных групп. Во многих детских садах первое знакомство с родителями и ребенком происходит при участии этого специалиста. Можно заранее записаться на консультацию психолога. В любом случае педагог-психолог обязательно найдет время для первой встречи с новым воспитанником и его родителями.
Многие дети, оказавшись в незнакомой обстановке (в кабинете психолога, теряются, напрягаются, залезают к маме на колени или, наоборот, не чувствуя ограничений, устремляются осваивать новое пространство. Педагог-психолог, используя методы и приемы организации внимания малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребенка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др., наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша, как увеличивать интервалы разлуки, а периоды общения с другими близкими взрослыми сделать интересными.
Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы родителям, как преодолевать сопротивление ребенка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрослый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использовать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть.
С педагогом-психологом родители могут проанализировать сильные и слабые стороны психического развития своего ребенка, их соответствие (несоответствие) возрастным нормативам.
У некоторых детей есть особые привычки (их еще называют вредными, о которых родители иногда стесняются рассказывать, например в одних семьях ребенок засыпает только при соблюдении определенного, иногда достаточно сложного ритуала или, засыпая, начинает сосать какую-то мягкую игрушку. В других семьях малыш просыпается с плачем, в плохом настроении, которое преодолевается лишь с помощью цепочки последовательно осуществляемых действий. Педагог-психолог поможет родителям понять, с какими особенностями развития связано закрепление такого рода привычек и как от них избавиться, не умаляя при этом авторитета взрослых.
Наконец ребенок начал регулярно посещать младшую группу и уже без слез каждое утро шагает «как на работу» вместе с мамой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, преодоление которых также потребует обращения к педагогу-психологу. Один из наиболее явных поводов для такого обращения – изменение отношения ребенка к детскому саду. Например, девочка, которая в течение полугода регулярно и с удовольствием посещала ДОУ, вдруг каждое утро стала говорить, что она хотела бы остаться дома. Нежелание родителей уступить вызывает у нее слезы, жалобы на плохое самочувствие.
Тщательный анализ педагога-психолога (вместе с мамой) всех сторон жизни ребенка в группе позволит выявить подлинные причины изменения прежде позитивного отношения к детскому саду. А причины могут быть самые разные: конфликт с ровесниками, переживание неуспеха на отдельных занятиях, неосторожное, но обидное для ребенка замечание педагога и даже зависть к чужим успехам. Выявив проблему, специалист поможет ребенку с ней справиться.
Очень важно, чтобы, общаясь с педагогом-психологом, родители понимали : этот специалист призван быть на стороне. Он поможет раскрыть сильные стороны его развития, если даже они не лежат на поверхности; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные навыки – практические, игровые, интеллектуальные, социальные. При обнаружении каких-то слабых сторон в развитии ребенка (медлительность или повышенная двигательная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог порекомендует способы и приемы, известные в современной психологической и педагогической практике. При этом он всегда будет открыт диалогу с родителями, готов к многократным встречам и обсуждениям индивидуальной динамике ребенка.
Поводом для обращения родителей к педагогу-психологу могут быть и некоторые особенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушением процесса засыпания и качеством сна ребенка. Выявление причин такого поведения (при совместном обсуждении педагога-психолога с родителями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка.
Известно, что в основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции, и с таким страхом сталкивается практически каждая семья, воспитывающая маленького ребенка. Но педагог-психолог обязательно обратит внимание родителей на страхи детей, различающиеся по условиям их возникновения и по трудности их преодоления.
Одну группу составляют возрастные страхи, возникающие почти у всех детей. Объект страха в этом случае конкретен и понятен ребенку (молния, гром, собака, волк, темная комната и др.)
Другая группа – внушенные страхи (суггестивные) могут возникать не только у малышей, но и у детей постарше. Главным источником этих страхов являются взрослые люди, которые своим отношением, своими оценками и установками, обещаниями возможных наказаний провоцируют такие страхи. Для их преодоления в первую очередь необходим анализ условий, в которых воспитывается ребенок: кто общается с ним и как, что является главным содержанием такого общения (например, пожилые родственники часто рассуждают о своей возможной смерти, а чувствительный ребенок, открывая конечность жизни, начинает испытывать страх, прибегают ли в семье к наказаниям и какого они рода. Таким образом, педагог-психолог поможет родителям понять, какова природа страхов их ребенка, насколько они устойчивы и интенсивны, как их преодолеть и постепенно от них освобождаться.
Тревожность – более обобщенное и размытое состояние, возникающее у чувствительных и ранимых детей не в связи с конкретной ситуацией, а с генерализованной угрозой от самых разнообразных объектов и действий с ними. Такие дети часто говорят: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я не знаю, как это сделать», даже не приступая к выполнению элементарного задания. Самые разнообразные желания и намерения детей часто остаются лишь намерениями, так как начать какое-то новое дело для них невероятно трудно. Подобная тревожность, если ее не преодолеть, может на длительный период стать чертой личности ребенка, что будет огромной помехой в достижении им элементарной успешности.
Замечая проявления страхов или тревожности у своего ребенка, родители вместе с педагогом-психологом должны провести большую работу: проанализировать их причины. Детально описать их протекание, составить программу по преодолению существующих страхов и симптомов тревожности и профилактике возможных (как в условиях ДОУ, так и в условиях семьи).
Одной из достаточно серьезных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками. Не секрет, что детское сообщество, складывающееся в конкретной возрастной группе, очень неоднородно. В нем зарождаются предпочтения, симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.
Понаблюдаем за утренним приходом детей в группу: тишина, все потихоньку раздеваются, прощаются с родителями. … Вдруг раздается сразу несколько радостных голосов: «Коля пришел!» Это восклицание – знак того, что дети обрадовались приходу действительного лидера группы. Он не только обладает высоким (для своего возраста) уровнем развития игры, но и умеет строить отношения со сверстниками: он доброжелателен, не задирист, уступчив и при этом инициативен, способен рассказать сверстнику о чем-то интересном, может предложить замысел игры, куда войдут другие дети. Вокруг такого ребенка постоянное движение: все хотят с ним дружить, играть, общаться. И, если он по какой-то причине не пришел в детский сад, все ощущают его отсутствие.
В другом случае мальчик «проживает» совсем иную жизнь: также находясь, целый день в группе ровесников, он остается как бы вне этого коллектива – не проявляет инициативы общения с другими и к нему обращаются очень редко; не может «зажечь» ровесников каким-то интересным замыслом; когда отсутствует в группе, дети этого даже не замечают. Жизнь такого ребёнка протекает монотонно, он фактически остается в одиночестве.
Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обращаются к нему с просьбой помочь ребенку найти друзей в группе. Если взрослые действительно заинтересованы в построении активных и позитивных отношений своего ребенка с другими детьми, с педагогом-психологом они непременно найдут способы изменения сложившейся ситуации. И ребенок обретет свое место в коллективе сверстников.
К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии, и не замечают многих нюансов в настроении ребенка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сегодня многие родители жаждут проявления у детей одаренности и игнорируют проявления у них эмоций и чувств.
Вместе с тем переживания детей могут служить отчетливым сигналом развивающегося негативного эмоционального состояния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьезный повод для обращения к педагогу-психологу.
Составитель: Рожкова Н. В.,
педагог-психолог
МАДОУ ЦРР – детский сад 52
Литература: журнал «Ребенок в детском саду» 2013 г. № 2.