Елена Федорова
Консультация для родителей «Когда нужно обратиться к логопеду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти вопросы часто задают себе родители.
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.
Публикация «Консультация для родителей „Когда нужно обратиться к логопеду?“» размещена в разделах
Для того чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, познакомьтесь с нормами развития речи. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка. Обращайте внимание не только на собственную речь ребенка, но и на то, как он понимает сложные (не бытовые) инструкции. Очень часто родители считают, что ребенок хорошо понимает речь, ориентируясь на понимание в простых, бытовых ситуациях, где ребенок может действовать просто «по привычке». Предложите ему показать на картинке объекты, которые он должен знать в соответствие с возрастом (животных, овощи, фрукты, предметы мебели, одежды и т. п., предложите показать, каких предметов на картинке один, а каких много; спросите, кто из изображенных на картинке людей какие действия совершает ( например: «Кто спит, а кто играет?»). Оценивая выполнение ребенком такого рода заданий, можно более уверенно оценить собственное понимание речи.
2-3 года: Понимает действия и предметы на картинках. Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. В активном словаре насчитывается около 50 слов, в основном существительных и глаголов, используемых в бытовом общении. Фразы из 2-4 слов. Начинает говорить от первого лица. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).
3-4 года: Произносит звуки С, 3, Ц. Адекватно использует «я», «ты», «мне». Связь слов в предложении осуществляется с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова. Может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»). Замечает неправильное звукопроизношение у других детей. Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов.
4-5 лет: Словарный запас достигает 2000 слов. В активной речи появляются обобщающие слова. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. У многих детей звукопроизношение нормализуется, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие Р, Р’. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях допускается непоследовательность; возможен пересказ известной сказки. Хорошо развитая в данном возрасте память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
5-6 лет: Происходит качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Формируется внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. Значительно обогатился словарный запас. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. Звукопроизношение полностью нормализовалось. Появляется способность к выделению звука из слова. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
6-7 лет: (перед поступлением в школу). Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное. Умеет изменять громкость голоса, интонации. Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, используется поговорки. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Также предлагаем пройти небольшой тест и самостоятельно оценить состояние речи Вашего ребенка. Узнайте прямо сейчас, нужна ли Вашему ребенку помощь специалиста. Прочтите данные утверждения и поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны 1 балл. Если Вы не согласны с данным утверждением — поставьте цифру 0.
№ Утверждение Баллы
1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
2. Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.
3. Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)
4. Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.
5. Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.
6. Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.
7. Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).
8. У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.
9. Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.
10. Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
11. Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.
12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).
13. Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.
14. Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!
15. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.
16. Наш ребёнок заикается.
17. Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.
Общее количество баллов:
Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.
Если Вы набрали от 0 до 4 — у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 — рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше — необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!