Папки-передвижки

Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР

Наталья Беляева
Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР

Сведения об авторе:

Беляева Наталья Анатольевна, учитель – логопед МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида» г. о. Саранск

Образование: высшее, илиМГПИ им М. Е. Евсевьева, специальность «Олигофренопедагог с дополнительной как специальностью логопедия», 1991 г.

Педагогический стаж (общий и в данной образовательной организации) :

общий – 33 года, в данной организации м - - 32 года

Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Публикация «Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР» размещена в разделах

В последнее время отмечается увеличение количества детей с проблемами в обучении, отставанием в речевом развитии, различными нарушениями, трудностями в адаптации, коммуникации. Для преодоления этих нарушений необходимо проведение комплексной коррекционно-педагогической деятельности.

В своей коррекционно-педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии, так как в концепция современного дошкольного образования предполагает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального состояния, активное формирование здорового образа жизни воспитанников. Кинезиология – здоровьесберегающая технология в современном мире.

Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования интеллектуальных и речевых способностей обучающихся.

Одним из современных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Речевое развитие тесно взаимосвязано с умственным развитие ребенка, развитием мелкой моторики рук. Развитие дошкольника происходит через движение к мышлению, поэтому совершенствование мыслительных процессов следует начинать с развития движений тела и рук. Развитие интеллекта и речи зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия.

Ведущей илпедагогической идеей моей работы является изучение и максимальное использование эффективных приемов активизации межполушарного взаимодействия. Активизация межполушарного взаимодействия позволяет сократить трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей, развития психических процессов, которые могут сформироваться у ребенка через кинезиологические приемы. Кинезиологические упражнения позволяют создавать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и речи ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Новизна опыта состоит в том, что учитель-логопед в тесной взаимосвязи с педагогами, с детьми и родителями применяют комплексный подход в осуществлении интеллектуального и речевого развития через метод кинезиологии.

Трудоемкость этой работы состоит в том, что выполнение кинезиологических упражнений требует постоянной тренировки и осмысленного выполнения движений. Необходимо постоянное выполнение и закрепление этих упражнений в домашних условиях, а для этого нужна поддержка родителей воспитанников.

Риск – отказ родителей в любой момент взаимодействия, отсутствие понимания значимости развития межполушарного взаимодействия.

Результат. В результате применения комплексного подхода с активным применением нетрадиционных способов развития интеллекта отмечается положительная динамика в развитии интеллекта, речи и психических процессов у детей с помощью упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия.

Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально стабильны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность внимания и поведения. Стали более стабильными процессы торможения и возбуждения. Отсюда, более высокая продуктивность деятельности, формирование прочности усвоения программного материала. Стали доступны познавательные задачи, требующие больших энергетических усилий.

Описание педагогического опыта.

Предлагаемый опыт создан на основе апробации методов и приемов кинезиологии в условиях ДОУ. Работа включает в себя несколько направлений: с педагогами, с детьми и родителями. Состоит из трех этапов.

На первом этапе - первичная диагностика познавательной сферы, моторики детей, которая помогает выявить уровень развития интеллекта.

Второй этап состоит из двух частей:

методической – анализ литературы по данной теме; подбор кинезиологических упражнений и игр, материала для семинара-практикума, мастер-классов;

практической – проведение комплекса мероприятий для педагогов и детей, для родителей.

Третий этап – контрольный – включает в себя диагностические методики по развитию интеллекта, моторики, который дает возможность отследить результативность проведенной работы.

Цель работы – помочь педагогам, детям и родителям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллекта и речи. Помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности.

Были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- определить основные приемы и формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального развития детей и разработать методику их комплексного применения;

- помочь педагогам, родителям и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей и развитии речи;

- помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития интеллекта и снятия мускульной зажатости в ситуациях стресса.

Поставленные задачи решаю, используя, комплекс мероприятий для педагогов, родителей и детей:

для педагогов – это индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы;

для родителей – родительские собрания, индивидуальные консультации, мини-тренинги, консультации на стенде;

для детей – диагностика (первичная и итоговая) познавательной сферы, речи, моторики.

Технология опыта.

Предлагаемый опыт создан на основе апробации методов и приемов кинезиологии в условиях ДОУ. Состоит из трех этапов.

На первом этапе - первичная диагностика познавательной сферы, моторики детей, которая помогает выявить уровень развития интеллекта.

Второй этап состоит из двух частей:

методической – анализ литературы по данной теме; подбор кинезиологических упражнений и игр, материала для семинара-практикума, мастер-классов;

практической – проведение комплекса мероприятий для педагогов и детей, для родителей.

Третий этап – контрольный – включает в себя диагностические методики по развитию интеллекта, моторики, который дает возможность отследить результативность проведенной работы.

Коррекционно-образовательная деятельность предполагает регулярное применение методов кинезиологии (игры и упражнения на межполушарное взаимодействие, синхронизацию полушарий головного мозга).

- упражнения по развитию мелкой моторики рук

- растяжки

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- телесные упражнения

- массаж и самомассаж

- упражнения на релаксацию

Растяжки нормализуют гипертонус (чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость).

Дыхательные упражнения увеличивают объём дыхания, нормализуют его ритм, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Различные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают работоспособность организма.

Массаж и самомассаж – особенно эффективным является массаж пальцев рук, лица и ушных раковин. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию мышечного напряжения.

В комплекс упражнений включаю элементы следующих методик:

1. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии».

2. А. Л. Сиротюк «Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии».

3. Л. Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга».

4. А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

Результативность опыта

Все мероприятия взаимосвязаны между собой. С первого дня проведения дети проявляют интерес, с энтузиазмом выполняют кинезиологические упражнения, которые построены с постепенным усложнением и учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников. Все педагоги (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и воспитатели группы) применяют эти упражнения на своих занятиях, а благодаря участию и помощи родителей они проводятся и в домашних условиях.

Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей.

При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

Как показывает опыт работы, кинезиологические упражнения в условиях ДОУ расширяют круг общения детей, создают общность интересов между дошкольниками и их родителями. Воспитывают коммуникативные качества. Позволяют активизировать познавательные интересы. Организуют и дисциплинируют детей.

Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии. Полезно использовать кинезиологические упражнения :

- детям с задержкой психического развития

- детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

- детям, имеющим в анамнезе ПЭП (перинатальная энцефалопатия, ММД (минимальные мозговые дисфункции).

- детям с ДЦП и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

- детям, страдающим аутизмом

Практическая значимость опыта

Занятия с применением кинезиологических упражнений хорошо помогают в предшкольной подготовке с детьми подготовительной группы.

Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю.

Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Он основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей. Доступность содержания позволяет развивать способности ребенка, межполушарное взаимодействие, проявлять самостоятельность, активность, что является одним из главных признаков готовности ребенка к школе.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Опыт своей работы представила на:

- Практическом занятии для слушателей курсов ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» "Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности педагога - дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога)" Мастер – класс «Развиваем речь – играя», 2022 г.

- Мастер-класс «Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в индивидуальной работе» для педагогического коллектива МАДОУ № 104, 2023 г.

• – Мастер-класс «Приемы развития речи детей с ОНР» для членов студенческого научного психологического сообщества «Универсия» ФГБУО ВО «Национальный исследовательский МГУ им Н. П. Огарева, 2024 г.

Работа по данному направлению строится на использовании следующих источников:

1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М. : Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М. : Аркти, 2003.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008.

4. Шереметева Г. Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М. : Амрита-Русь,2009.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятияТехнология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятия Мастер-класс «Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в детском саду» Выходят под музыку.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР
Опубликовано: 12 августа 2024 в 18:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как эффективная и доступная технология развития дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД