Наталия Непряхина
Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Задача педагога заключается в максимальном создании
Публикация «Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации креативных способностей ребенка.
Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и
приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологических
упражнений.
Основой развития каждого человека является двигательная активность.
Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает
стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные
движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий
трех систем нервной, мышечной, костной.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен. Тренировку рук необходимо проводить при любом удобном случае, находясь на прогулке и дома. Очень полезно проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами, с пуговицами, работать с
пластилином, бумагой и т. п.
Средства развития мелкой моторики :
1. Пальчиковые игры
2. Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке
3. Мозаика
4. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков
5. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
6. Нанизывание пирамидки, собирание матрешки
7. Рисование
8. Аппликация
9. Переборка круп
10. Лепка из глины и пластилина
11. Изготовление поделок из природного материала
12. Нанизывание бус и пуговиц
13. Всасывание пипеткой воды
14. Сматывание шерстяной пряжи в клубки
Так же к средствам развития мелкой моторики относятся
кинезиологические игры и упражнения.
«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга,
развитие мелкой и крупной моторики рук, улучшения памяти, внимания, речи.
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии :
•Развитие межполушарной специализации.
•Синхронизация работы полушарий.
•Развитие общей и мелкой моторики.
•Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
•Развитие речи.
•Формирование произвольности.
•Снятие эмоциональной напряженности.
•Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка,
расширить возможные границы головного мозга.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания,
облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные
представления, снижают утомляемость, повышают способность к
произвольному контролю.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений :
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов,
педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и
согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной
обстановке.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
5. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :
•ускорение темпа выполнения;
•выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами
(исключение речевого и зрительного контроля);
•подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Виды кинезиологических упражнений :
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма,
развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и
повышают энергетизацию организма.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и
мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые
зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики :
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их
положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в
сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После
одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь»— последовательно менять три положения:
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости
стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая –
ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в
ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально
симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и
т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Дом-ёжик-замок»
Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы
соединить.
«Ёжик»
Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки
расположить между пальцами другой руки
«Замок»
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Фонарик»
Фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли - пальцы
сжались.
«Зайчик»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный
прижать большим пальцем к ладони.
«Лисичка»
Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный
прижать большим пальцем к ладони.
«Вилка»
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх,
расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Заключение
Используя кинезиологические игры и упражнения в работе с детьми,
педагоги и родители могут значительно совершенствовать мелкую моторику
кисти и пальцев рук, а также повысить уровень речевого развития детей,
развития психических процессов.