зайнап кашапова
Кейс-технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
«Кейс – технологии в дошкольном образовании».
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольного возраста в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
В процессе работы выявилась такая проблема, что дети получая информацию каждый день, не могут обработать, проанализировать и объяснить ее. Развитие мышления на сегодняшний день –самый важный механизм для каждого человека. Учить размышлять, анализировать нужно с дошкольного возраста, так как это самое время привить ребенку умение творчески мыслить, использовать оригинальные приемы, задействовать воображение и фантазию. Поэтому стала искать современные подходы к этой проблеме.
Темочки:
- Кейс - технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Решение современных задач дошкольного образования, в связи с внедрением ФГОС, требует использования активных методов организации детских видов деятельности. К таким методам относится кейс-технология.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. В основе названия кейс -технологии лежит латинский термин «casus»-запутанный, необычный случай, а также от латинского «case»-портфель, чемоданчик. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Дети должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Так как кейс - технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого воспитателя.
В своей работе использовала кейсы, иллюстрирующие проблему, которые применяла в любых режимных моментах в течении дня во всех видах детской деятельности. Самое сложное было правильно поставить вопрос, мотивировать ребят на решение какой – либо ситуации. Потому что конкретная ситуация должна соответствовать потребностям детей, их возрастным особенностям. Не должна содержать подсказок относительно решения проблемы. В своей работе я использую три вида кейсов : текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть отрывки различных произведений, стихотворений или каких-либо конкретных ситуаций) ;кейс кейс-иллюстрации или фото- кейс; аудио-кейсы.
Кейс -«анализ конкретных ситуаций»- ситуация, которая используется для анализа поступков детей. В основном использую в режимных момента, в конкретных ситуациях.
Кейс-иллюстрация используется при рассмотрении проблемной ситуации. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. В фото-кейс входит : фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему; Текст к кейсу, который описывает совокупность событий; задание правильно поставленный вопрос, в нем должна быть мотивация на решение проблемы. Материалами аудио-видео-кейсов могут быть мультипликационные сюжеты и специально созданные видеоролики.
Я считаю, что представленный опыт работы можно использовать в педагогической практике, так как нестандартные ситуации можно изготовить каждому воспитателю, кейсы дают возможность использовать их на любой стадии обучения, могут применяться во всех возрастных группах.
Применяя кейс – технологии в работе у детей расширился кругозор, воображение, появилось стремление к новизне, ответы детей стали логичными и последовательными.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 31155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с инфор Давыдовский А. Г., Пищова А. В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
3. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
4. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
5. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL : https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
7. Шимутина Е. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
Приложение
В своей работе использую
иллюстрации,
«Кейс с иллюстрациями». - Что изображено на картинках? (мальчик с раной на ноге) .Как вы думаете, что произошло? (ответы детей) А почему такая ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик.
Примеры кейс ситуаций на прогулке.
Например: «Наблюдение за дождевыми червяками».
Вопрос: Что может произойти и к чему может привести, если собирать червяков и принести в детский сад?
Решение ситуации: «Что может произойти, если птиц не подкармливать зимой?»
Использую материалы аудио-видео-кейсов (мультипликационные сюжеты).
«Кейс на основе мультфильмов или литературных произведений».
- Предлагаю посмотреть мультфильм. При возникновении опасной ситуации задаются вопросы:
– Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов). Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме. (Просмотр мультфильма.)
– Варианты были правильные, молодцы! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (Варианты ответов, показ вывода в мультфильме)