Анна Добрякова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Казачьему роду нет переводу» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема «Казачьему роду нет переводу»
Подготовила: воспитатель Добрякова Анна Сергеевна
Образовательные области : познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о донском крае.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Казачьему роду нет переводу“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Обучающие: продолжить знакомить детей с казачьим фольклором в «живом исполнении», расширить представления детей о казачьей одежде, ее изменении;
Развивающие: развивать мышление, речь, память, чувство вкуса, умение видеть красивое;
Воспитательные: воспитывать любовь к донскому краю, его истории, традициям, казачьему фольклору, интерес к старинной казачьей одежде.
Предварительная работа: разучивание казачьих песен, стихотворений о донском крае, пословиц, казачьих игр; рассматривание иллюстраций, связанных с донским краем.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, 2 обруча, 2 ведерка, искусственные рыбки, куклы в казачьей одежде, альбомные листы, цветные карандаши, самовар с горячей водой, травы «душица» и «чабрец», чайные пары по количеству детей.
Словарная работа: крестьяне, помещики, чекмень, кафтан, шаровары, лампасы, кички, курень.
Ход образовательной деятельности
Дети заняты в группе свободной деятельностью. Издалека доносится песня. Входит казачка, которая поёт казачью песню, приветствует ребят:
- Здорово дневали, казачата!
Дети:
- Здравствуйте!
- Я казачка со станицы Раздорской, зовут меня Ирина, а по батюшке Павловна, значит Ирина Павловна. А вас, как зовут? Назовите дружно мне свои имена, а я обязательно всех услышу.
- Раньше казаки на приветствие отвечали: «Слава Богу!» Ребята, я предлагаю вам ещё раз поздороваться, но только так как это делали казаки.
- Здорово дневали!
Дети:
- Слава Богу!
- А я попала в детский сад? Как он называется? В какую группу я попала?
Дети:
- Наш детский сад называется «Золотая рыбка», а попали вы в старшую группу «Сказка».
Казачка :
- Наслышана я про то, что вы хорошо знаете наш донской край.
Мы с вами, ребята, живём в Ростовской области (слайд 1, 2).
а как называется наш город? (слайд 3).
Много – много лет назад здесь ничего не было (слайд 4).
Только ровное поле, покрытое травами, т. е степь. Здесь было много диких животных, поэтому и называли это место диким полем. Тяжело жилось крестьянам у помещиков. От тяжелого и непосильного труда и побоев убегали они в дикое поле и стали называть себя казаками (слайд 5) – вольными людьми. Они строили себе жилье из земли и камыша – курени (слайд 6,7). Так появились первые города Старочеркасск, Раздоры, Азов. Вот я вам и напомнила историю донского края.
А сейчас я вам про свою путь дорожку поведать хочу. Можно, я присяду. У нас в станице бают: «В ногах правды нет», и вы, ребята, присаживайтесь.
Беседа о родном крае
Долго я к вам добиралась, шла «диким полем».
- Почему оно так называется? (ответы детей).
Встретила на своем пути казака?
- Что означает слово «казак»? (казак – вольный человек)
Дошли мы до станицы, и пригласил меня казак в свой дом.
- Как называется дом у казака? (курень)
- Какие вы станицы и города нашего края знаете?
Шла дальше степью и дошла до нашей великой реки.
- Как она называется? (Дон)
Дон богат рыбой, из которой казаки готовили вкуснейшие блюда: уху, пекли пироги, делали фаршированную и жареную рыбу.
- Знаете ли вы, какая рыба водится в Дону?
Дети:
- Сазан, толстолобик, рыбец, шамайка, чехонь. Самая большая – белуга, а самая маленькая – бычок.
Казачка :
- Молодцы, казачата, вы очень хорошо знаете свой родной край. Вы, наверное, немного устали? А играть и веселиться любите?
Знаете, когда в станице закончены все дела и можно отдохнуть, то мы играем в казачьи игры.
Казаки хорошие рыбаки и я вам предлагаю ими побыть. Нам нужно разделиться на две рыболовецкие бригады, выбрать себе озеро. Задача каждой бригады: быстро выловить всю рыбу из озера и сложить её в ведро.
Игра «Рыболовы»
Казаки вели боевую жизнь. Им приходилось защищать свою землю от татаро-монгол и хазар. Почти всю свою жизнь они проводили в седле (слайд 8). И одежда у казака должна была быть удобной, для того чтобы скакать на коне. С течением времени одежда у казаков менялась. Вот на этих казаке и казачке старинная одежда (слайд 9).
Рассматривание кукол в казачьей одежде.
А вот перед вами более современная одежда. Обратите внимание на костюмы казачек (слайд 10). Какие яркие однотонные и цветные ткани они использовали при пошиве платья. У мужчин-казаков цвет костюма в основном был синим.
Я вам предлагаю нарисовать костюм казака или казачки на ваш выбор.
Рисование детьми казачьих костюмов цветными карандашами.
На Дону очень любят песни. Казаки песню не поют, а играют. Казачьи песни разные по стилю. Есть протяжные и печальные. Например, казак на чужбине, вспоминая свою родину, поёт о доме. А есть веселые и боевые. Мы в своей станице любим играть песни, ведь «казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать»
- А вы знаете казачьи песни? Хотите послушать? Мне поможет еще одна казачка с моей станицы. Зовут её Елена, а по батюшке Георгиевна. А вы, если хотите, можете нам подыграть.
Исполнение казачьей песни «Думала-подумала»
После веселья так хочется испить водицы.
- А как вы думаете, чем на Дону поили в старину путников?
Дети:
- Молоком.
- Верно. За водой к реке ходить далеко, а коров в каждом доме было по несколько голов, вот и поили казачки вместо воды путников молоком. А ещё наш край богат лекарственными травами, которые казаки заваривали и пили как чай. Я вот травы насобирала. Может, из них чаёк заварим? У меня здесь есть и душица, и чабрец, которые не только жажду утолят, но и подкрепят наше с вами здоровье. Я предлагаю вам испить душистого чая с травами.