Светлана Ильина
Карты В. Я. Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Карты В. Я. Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников
«Что за прелесть эти сказки!
И каждая есть поэма!»
А. С. Пушкин
В прекрасный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем периоде своей жизни. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Язык сказок наиболее доступен ребёнку. Информация, необходимая для формирования нравственных устоев ребёнка, усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности, развитие полёта мысли, фантазии. С помощью сказки, легко и просто объяснить ребё нку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребёнок будет развиваться духовно, интеллектуально, и нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольной организации, попытаться подогреть интерес ребёнка к сказкам, помочь понять, осознать и проанализировать прочитанное, запомнить. ну, и, конечно же, потом применять на практике. Ребёнок, по природе своей очень активен, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Учитывая, что для ребёнка – дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие, логичным и закономерным будет соединить основные направления развития дошкольника : игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности. Здесь то и призваны помочь карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.
Публикация «Карты В, Я, Проппа как средство развития речевого творчества дошкольников» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, филолог, учёный-фольклорист, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп сравнивал между собой сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. В. Я. Пропп назвал их функциями. Проанализировав структуру народной сказки, В. Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
1. «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются».
2. «Число функций, известных волшебной сказке, ограничено».
3. «Последовательность функций всегда одинакова».
Разумеется, не во всех сказках присутствуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу повествования. (т. е. победа не может быть раньше борьбы).
В. Я. Пропп выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Дж. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объёме. Дж. Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т. к. каждая карта срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребёнка. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:
1) запрет
2) нарушение запрета
3)вредительство
4) герой, героиня
5) отъезд героя
6) задача
7) встреча с дарителем
8) волшебные дары или волшебное средство
9) появление героя или помощников
10) встреча с вредителем
11) борьба
12) победа
13) прибытие домой
14) ложный герой
15) трудные испытания
16) ликвидация беды
17) узнавание героя
18) изобличение ложного героя
19) наказание ложного героя
20) свадьба или счастливый конец.
Опыт работы с картами Проппа показал, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию-зачин (жили-были, в некотором царстве и т. д.) это помогает детям настроиться на пересказ или сочинение сказки. Важно помнить, что в сказке совсем не обязательно должны присутствовать все функции.
Для развития речи дошкольников, работу с картами Проппа рекомендуют начинать со второго полугодия старшей группы. Для начала можно использовать небольшое количество карт.
Рассмотрим совсем простой пример. Все хорошо знают потешку:
«Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт.
Тебе хвостик отгрызёт»
Начинаем разбирать:
1) Есть герой – огуречик
2) Долее следует запрет – нельзя ходить на другой конец деревни
3) Есть враг (вредитель) – мышка
4) Вредительство – хвостик отгрызёт
5) Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Или рассмотрим ещё пример:
«Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.»
Аналогично разбираем:
1) Есть герои – мыши
2) Наличие запрета – нельзя шуметь
3) Наличие врага – кот
4) Вредительство – разобьёт хоровод (распугает)
5) Мораль – будут шуметь – не смогут играть (водить хоровод)
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы, следовательно, её можно пересказать (заучить, используя карты Проппа.
Далее усложняем работу, путём добавления новых карт Проппа.
Рассмотрим работу с картами Проппа на примере русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
1. Жили-были В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Собирается Кот на охоту и говорит Петушку:
2. Запрет - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
3. Нарушение запрета
Ушёл Кот, Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку – сидит, песни поёт, кота ждёт. А Лиса уж тут как тут. Уселась под окошком и запела:
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
4. Погоня (преследование)
Петя выглянул, а Лиса его – цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
5. Счастливый конец
С тех пор опять Кот да Петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
Для начала можно использовать 5-8 карт. Далее читаем сказку и сопровождаем её выкладыванием карт, после чего предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
Продолжаем нашу работу и добавляем ещё карты (некоторые используем дважды, рассмотрим работу с картами Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди»
1. Жили-были Жили- были мужик да баба. У них были дочка да сыночек маленький.
2. Запрет - Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы тебе платочек купим.
3. Нарушение
Запрета
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
4. Погоня
(преследование)
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
5. Встреча с дарителем, помощником
Отказ от помощи (печь, яблоня, речка)
6. Встреча с врагом
Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается, в ней сидит Баба-Яга, кудель прядёт.
7. Появление друга – помощника
Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
8. Погоня
(преследование)
Баба-Яга закричала:
- Гуси- лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!
9. Спасение от преследования
Принятие помощи (печь, яблоня, речка).
10. Счастливый
конец
А тут отец с матерью домой вернулись.
Более сложный пример можно рассмотреть на примере сказки «Лягушка-царевна»
Самая интересная работа начинается, когда дети с опорой на карты, пытаются сочинить сказку сами. На этом этапе ребёнок может сам выбрать героя, причём можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребёнок может изменить место действия, придумать своё. Придумать новый волшебный предмет из повседневной жизни, наделив его волшебными свойствами.
Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребёнок может привлечь к соавторству других детей, заинтересовав их созданием новых образов, развитием новой сюжетной линии.
Вот пример новой сказки, созданной с опорой на карты Проппа :
«Жили-были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, а Марья ему наказывает к Чёртову болоту не ходить. Ходил Иван, ходил и заблудился. Сам не заметил как вышел к Чёртову болоту, решил на бережку отдохнуть. Только присел, как из болота показался Водяной с Кикиморой болотной, схватили они Ивана и утащили в болото. Прождала Марья Ивана целый день, а когда он к вечеру не вернулся, поняла, что беда случилась. Собралась Марья и пошла мужа спасать. Пришла Марья в лес, а дорогу к Чёртову болоту не знает. Тогда обратилась она к берё зкам: «Берёзоньки, мои милые, помогите мне найти дорогу к Чёртову болоту». С одной берёзки упал листик и полетел, а Марья за ним побежала. Прилетел листик к Чёртову болоту, покружился над Марьей и улетел. Стоит Марья на берегу слёзы льет, о муже своём сокрушается. Выглянул из болота Водяной и спрашивает: «Ты чего это Марья слёзы льёшь, из-за тебя вода в болоте солёной стала». Марья и говорит водяному: «Отпусти мужа моего любимого домой, а не то я буду ещё сильнее плакать и станет вода в твоём болоте как в море солёной-солёной». Подумал водяной, подумал и отпустил Ивана на землю к Марье. Вернулись Иван да Марья домой и стали жить-поживать, горя не знать».
Мораль сказки: надо быть внимательным.
В заключении небольшой совет. При работе с детьми лучше всё записывать, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников иллюстраторов.