елена дерендяева
Карты Проппа как средство творческого рассказывания для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Карты Проппа как средство творческого рассказывания для детей с ОНР»
Почему же так важно развитие связной речи детей дошкольного возраста? Дело в том, что современный мир многое требует от детей : знания связей предметов, происходящих вокруг явлений и многое другое. Поэтому ребенку уже в раннем возрасте необходимо формировать речь.
Именно карточки Проппа являются отличным методом развития речи, кроме того при их использовании у детей формируются нравственные чувства, такие как доброта, сочувствие.
Публикация «Карты Проппа как средство творческого рассказывания для детей с ОНР» размещена в разделах
Карточки Проппа созданы известным филологом, фольклористом Владимиром Яковлевичем Проппа, он занимался изучением русских народных сказок. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными.
Актуальность проблемы
От развития речи зависит дальнейшее обучение детей в школе, умение общаться с сверстниками, взрослыми т. е. взаимодействовать с социумом, а также в целом интеллектуальное развитие детей.
Работая в группе для детей с нарушениями речи, где у детей нарушено звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй речи, ограничен словарный запас, недостаточно развита связная речь.
Тематическое планирование с детьми старшей группы
№ Месяц Тема Цель
1 Октябрь «Из чего состоят сказки» Выявление жанра произведения; выделение основного содержания сказки; использование образных выражений.
2 «Страна сказок» («Чудеса в решете», «Кто на свете всех злее?», «Заветные слова»)
Знакомить с сказочными функциями:
- как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство
- выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни (аналогично и положительных героев)
- попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, приговоры)
3 Ноябрь «Страна сказок» («Что в дороге пригодится?», «Волшебные имена», «Хороший – плохой») Продолжать знакомить с сказочными функциями:
-скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч - кладенец и т. д., придумывание новых предметов-помощников;
-выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.);
-выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий
4
«Любимые сказки» Закрепление сказочных функций на примере сказок «Овца, лиса и волк», «Зимовье зверей», Золотой петушок»
5 Декабрь
Путешествие в сказку «Кот, петух и лиса» Знакомство с обозначениями карт Проппа (чтение
сказки и сопровождение ее выкладыванием карт)
6 Путешествие в сказку «Морозко» Знакомство с новыми обозначениями карт Проппа (чтение
сказки и сопровождение ее выкладыванием карт)
7 Январь Игра «Перепутанная сказка» предложить задания игры:
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
8 Февраль Игра «Сказка наизнанку» Развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот» используя карты Проппа; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов
9 В гости к сказке "Крылатый, мохнатый да маслянный " -Продолжать учить детей рассказывать сказку с помощью карт Проппа.
-Учить подбирать карты по содержанию сказки.
учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность
10 Март Игра "Найди знакомые карты" по прочитанной сказке «Каша из топора» - Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
- Развивать умение детей работать с картами Проппа.
11 В гости сказке "Крошечка - Хаврошечка", "Снегурочка" -Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
- Развивать умение детей работать с картами Проппа.
12 Апрель «Я – сказочник» -Составление детьми собственной волшебной сказки (из 5 - 6 карт Проппа)
- Продолжать учить детей сочинять сказки используя карты Проппа. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку
13 Игра «Сказочная путаница»
Дидактическая игра "Коллаж из сказок" -Формировать умение детей различать и называть сказки. Развитие у детей воображение, творческого мышление.
-Воспитывать добрые чувства.
-Развивать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя предложенных им героев сказок,
14 Май «Я – сказочник» -Совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа.
-Выразительно передавать характерные особенности героев сказки.
-Развивать у детей творческое воображение. -Воспитывать в детях положительные нравственные качества.
15 «Создание книжки – малышки» -Учить детей создавать книжку - малышку; развивать у детей творческое воображение. -Воспитывать в детях трудолюбие, взаимовыручку, желание заботится о малышах
Итог: 15 занятий
Перспектива дальнейшего развития методической разработки
• Отслеживания эффективности проведенной работы.
• Продолжить работу по проекту, дополнить содержание программы используя художественные произведения для детей 6-7 лет.
• Обогатить и пополнить развивающую среду для работы по данной теме.
• Презентовать опыт работы перед коллегами.