Ольга Ласкова
Картотека хороводных игр для маленьких казачат
▼ Скачать + Заказать документы
1. «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
2. «ПЛЕТЕНЬ»
Под р. н. п. «Из-под дуба, из-под вяза» играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
Публикация «Картотека хороводных игр для маленьких казачат» размещена в разделах
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
По сигналу (бубна) играющие расходятся по всей комнате, выполняя танцевальные движения. С замиранием звучания мелодии все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
3. «СБЕЙ ШАПКУ»
Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.
4. "КРИВОЙ ПЕТУХ"
Дети стоят по кругу. Один в центре.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
5. «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»
Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.
6. «РОМАН-РОМАН»
Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором :
-Роман, Роман – (на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себя)
-Вырывай бурьян
-Чтоб росла морковка (посадка семян)
-Большая, как мутовка,
-Чтоб росла репка сладкая и крепкая.
-Чтоб вырос бобок с большой горшок.
На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.
7. «НАПОИ ЛОШАДКУ»
Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади/.
8. «СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень,
Девятая – утка,
Десятая – гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
9. «КУБАНОЧКА»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
10. «ЛИХИЕ НАЕЗДНИКИ»
Оборудование: две детские лошадки и 12 резиновых колец.
Игра – шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша. Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета- каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.
11. «КОННИКИ»
Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.
12. «СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая!
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки.
Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
13. «ЛЯПТА»
Игра начинается с попевки «Гори-гори ясно!» Один из игроков – водящий, он ляпта. Ляпта бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.
14. «НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)»
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»
Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим.
Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.
15. «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
16. «ПТИЦЕЛОВ»
Играющие -птицы, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод, произносят нараспев:
- В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птицы песни поют.
-Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас зовет. Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Угаданная птица становится птицеловом.
17. «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ»
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.
18. «МЫШКА»
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продам невысок!
Раз,два, три – купи!
Играющие сидят на стульях,которые поставлены по кругу.»Мышка» бегает вокруг играющих. После слов: «РАЗ, ДВА, ТРИ_ КУПИ!» Играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот и «мышка».
19. «САЛОЧКИ В ДВА КРУГА»
Играющие образуют два круга, внутренний и внешний одновременно двигаются в противоположных направлениях под р. н. мел., с замиранием мелодии круги останавливаются. Все, играющие во внутреннем круге, быстро стараются осалить игроков внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем они успеют присесть. Осаленные играющие встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (об их количестве договариваются заранее).
20. «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»
Играющие делятся на две группы: треть из них -медведи, остальные- пчелы. В центре площадки устраивается вышка-это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3- 5м очерчивается место берлоги, с другой на расстоянии 5 - 7 м место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге. (Пчелы «пятнают» медведей, дотрагиваясь до них рукой. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.)
21. «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Из всех участников считалочкой выбирают водящего, которого назначают "медведем". Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
-У медведя во бору грибы, ягоды беру.
-А медведь не спит, и на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
22. «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
Из всех участников считалочкой выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да!
-Ну летите!
-Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманный становится волком.
23. «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»
Считалкой выбирают «жмурку» и игрока, которогоон будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.
«Жмурок» может быть несколько.
Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»
24. "КАРАВАЙ"
Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод двигается по кругу.
-Как на … именины (имя именинника) испекли мы Каравай.
-Вот такой вышины! (руки как можно выше)
-Вот такой нижины! (присаживаются, руки над полом)
-Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра). Вот такой ужины! (хоровод сходится, вплотную к имениннику)
-Каравай, каравай, кого любишь выбирай! Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, а … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода, танцуют.)
25. "КАЛАЧИ"
Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
26. «ЖМУРКИ»
Играющие считалочкой выбирают водящего, он «жмурка».
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В жмурки всех играть зовет!
Водящему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем говорят: Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас!
- Лови мышей, а не нас! После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.
27. «ТИШИНА»
Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!
После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры.
28. «ФАНТЫ»
Ведущий говорит:
-Вам прислали сто рублей
Что хотите, то купите, черный, белый не берите;"Да" и "нет" не говорите!
Ведущий ведет с участниками игры беседу, тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры дети выкупают свои фанты. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью:
- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий. И т. д.
29. «ГОРЕЛКИ»
Дети встают парами друг за другом. Впереди всех - горелка. Играющие поют слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: Звезды горят,
Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них, бегущие взять друг друга за руки.
30. «БАБА ЯГА»
Бабу Ягу выбирают считалочкой. (Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).
Дразнилка: Баба Яга,
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала
Побежала в огород,
Испугала весь народ
Побежала в баньку
Испугала зайку!
31. «ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»
Тут двое водящих. Все стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты расписные.
1,2,3 – не воронь, а беги, как огонь!
Все бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе
следующего напарника.
32. «КАК ТО МЫ ВЛЕСУ ГУЛЯЛИ»
Считалочкой дети выбирают водящего –это медведь. Слова игры пропеваются на любую р. н. мелодию.
- Как-то мы в лесу гуляли
(дети идут по кругу)
И медведя увидали.
Он под деревом сидит
(садятся на корточки и «спят»)
И тихонечко храпит.
Мы вокруг него ходили (идут по кругу)
Косолапого будили:
Ну-ка, Мишенька, вставай!
(хлопают в ладоши)
Нас скорее догоняй!
33. «КУМУШКА»
Играющие 10-15 чел образуют круг, места обозначены предметами. Игра под звучание р. н. мелодии «Барыня» ж.
Ведущий ходит и поё т по кругу:
-Я по кругу хожу,
Я куму себе ищу
(Останавливается против 1 человека, поёт)
-Кумушка, дай ключи
(Ему отвечает выбранный игрок)
-Поди там постучи
Дети под музыку, двигаются по кругу. По окончании звучания мелодии все становятся к предмету, (занимают места)
вед старается занять кружок. Ведущий меняется, игра продолжается.