Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группах

Елена Мельникова
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы

«Картотека

дидактических игр

по развитию речи в

старшей и подготовительной

группах».

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети,

возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё т голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группах» размещена в разделах

Комар пищит

Собака лает

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2 Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто

мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы

предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а

ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3 Работа над правильной конструкцией предложения. Детям

предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в

предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,

должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,

воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а

ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к

названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных

признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а

ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в

предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,

должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог : -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения,

памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч,

называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог: - Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных

прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти –шерстяные

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных

окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или

животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)

был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуд – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах

(бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных

сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с

зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние

явления и называет их.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее

цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к

данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах,

развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит

определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён

существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в

единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные

во множественном числе.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на

вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки

умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных,

закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания,

памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа

требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1 У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя –

оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2 У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца –

зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3 У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок,

у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие

воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч,

должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих

слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые

понятия.

Вариант 1

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно

каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к

тому обобщающему понятию предметы.

педагог: -Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2 Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие

связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу,

рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для

земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе,

много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха,

душно, пыльно.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты

реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а

ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно

сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с

числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного

с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же

существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь»,

«восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи»

определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого

указывает педагог.

"Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос.

Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может

летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых

действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта)

Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается

придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу.

Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она

укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто

должен отгадывать описываемое животное.

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка

(головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью,

рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер

Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы,

которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает

тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество

предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и

такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека игр для новогодних праздников в старшей и подготовительной группах ИГРА «ЕЛОЧКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ» Ведущий - Дед Мороз рассказывает: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие,.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группах
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 22:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группах» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мельникова (УИ 299931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД