Инна Лихачева
Консультация «Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса и как же готовить ребенка к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога для родителей
«Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса и как же готовить ребенка к школе?»
Очень часто родители будущего школьника считают, что если их ребенок умеет писать и считать, значит, он полностью готов к школе. Но зачастую это далеко не так. Истинная подготовка человечка должна начинаться задолго до запоминающегося на всю жизнь дня, 1 сентября, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
Публикация «Консультация „Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса и как же готовить ребенка к школе?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Домоводство, СБО, труд
- Консультации для родителей
- Темочки
А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей.
Это, прежде всего, мотивационная готовность, т. е. наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё : и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.
Интеллектуальная готовность. Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.
На самом деле, интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.
Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и в д/с, давая детям разные. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребёнку объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается : нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки предшкольной подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребёнок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Как же готовить ребенка к обучению в школе?
1. Прежде всего, не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой холёсенький» (вместо хорошенький, «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку, дай мне ножку, «ты мой масенький» (маленький) и т. д. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
4. В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить не заикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой» : сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.
5. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят только некультурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок», либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.
6. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т. д.).
7. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряженной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже.
8. Приучайте ребенка к порядку во всем : все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.
9. Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или книги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.
И помните, что учиться не легче, чем работать. Вы в коллективе, на службе. Он в школьном коллективе. Как у вас, так и у него могут возникать сложные отношения с товарищами по классу, по двору. И они порой куда сложнее ваших отношений с коллегами. Помните, что у ребенка нет вашего жизненного опыта, что он только начинает учиться жить в обществе. Приходите ему на помощь вовремя. Предупреждайте трагедии вашего ребенка. Помните, что вы его лучший друг. Дорожите его доверием, тогда вы воспитаете себе друга.