Надежда Контарева
Консультация для родителей «Как помочь ребенку разобраться, что плохо и что хорошо»
▼ Скачать + Заказать документы
Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений.
Потребность в общении, что это такое для ребенка? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - вот то в чем нуждается ребенок. Общение дает ребенку массу положительных, радостных переживаний. Ребенок растет и общение со сверстниками становиться так же необходимо, а порой еще более желательно. Начиная с двух лет ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает что хорошо, что плохо. Вступая в социальные отношения между собой, общаясь друг с другом, дети осваивают некоторые общие правила поведения. Недавние исследования показали, что чувства сопереживания и сострадания появляются у детей раньше, чем они начинают осознавать независимое от них существование других живых существ. Если ребенку внушают, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение.
Такое воспитание необходимо уже в дошкольном возрасте, когда дети впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет. В 3 – 4 года ребёнок уже осознаёт свою индивидуальность, своё я, он начинает задумываться о себе. Раньше он познавал других, не зная себя. Теперь он приступает к познанию себя. Кто я? Я хороший? Он постоянно оценивает себя при общении с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Малыш задумывается над тем, скромен ли он или самонадеян, сдержан или расторможен. Этот возраст – подлинное начало биографии человека.
Неправильное представление о дружбе, доброте, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Ребёнок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что нужно или хорошо сделать, а стремлением действовать, как ему интересно, приятно, хочется. Поэтому чрезвычайно важно воспитывать у ребёнка понимание и стремление поступать так, как должно, а не делать того, что нельзя, соотносить свои интересы и желания с интересами другого, проявлять доброе отношение к сверстникам.
Вместе с ребятами можно рассматривать иллюстрации с изображением плохих и хороших поступков, поиграть в игру «Хорошо – плохо», «Кто поступает правильно» Предложить детям самостоятельно подумать к каким последствиям может привести несоблюдение некоторых правил.
Читать детям стихи о добрых поступках, о доброте, пословицы о дружбе, добре и зле.
Доброжелательность необходимо воспитывать. Ласковое обращение порождает доброту. Доброе, ласковое слово – мощный стимул в воспитании доброжелательного отношения друг к другу.