Светлана Яранцева
Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду
Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Публикация «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.
В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.
Программа выдвигает две важные задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
На основе теоретического блока строится дидактический — знания о природе, сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников. Они выстраиваются в программу экологического воспитания. Дидактическая система раскрывает различные аспекты взаимосвязи живых организмов с внешней средой:
- связь как единственно возможный вариант существования живого, обладающего определенными потребностями, удовлетворение которых осуществляется через контакт с внешним миром. Демонстрация этой связи возможна на примере различных видов растений и животных в любой период и в разных условиях их жизни (например, тянущееся к свету растение на окне, питание и движение хомяка, живущего в клетке, и т. п.);
- протяженная во времени и постепенно меняющаяся по своему характеру
- связь организма со средой в процессе его онтогенетического развития. Эту связь дошкольники могут познать на небольшом количестве специально организованных примеров путем регулярного прослеживания жизни конкретного растения или животного от ее зарождения до взрослого состояния (например, наблюдения за канарейкой или волнистыми попугайчиками, высиживающими в гнезде яйца, а затем вскармливающими птенцов);
- конвергентное сходство группы организмов, находящихся в одинаковых условиях, являющееся итогом филогенетического развития форм живой природы и демонстрирующее морфофункциональное единство в их многообразии. Это можно показать на примере групп растений и животных, хорошо знакомых дошкольникам и доступных наблюдению (например, летающие животные — птицы, насекомые, летучие мыши). Однотипный характер их взаимосвязи со средой обитания позволяет формировать у детей обобщенное представление о некоторых явлениях природы. Этот тип связи опирается на два предыдущих и подводит детей к пониманию более сложных экологических зависимостей — биоцеиологических, раскрывающих жизнь живых существ в сообществе.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.