Наталья Вольская
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в детском саду
Автор: Вольская Наталья Михайловна
Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований общественных организаций, средств массовой информации. Вместе с тем массовое движение за чистоту окружающей среды привело к некоторой девальвации понятия ЭКОС - дом, жилище, Экология - Родина, ЛОГОС - учение. Экология - наука о доме - Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное экологическое воспитание. Сегодня наш общий дом в опасности. В земле, в воздухе, в воде - токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, исчезают ручьи и даже реки, идет варварское уничтожение золотого запаса жизни - генофонда редких животных. Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Наша задача - вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить его быть милосердным, любить и беречь землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Цель экологического воспитания - воспитать основы экологическое культуры и экологического сознания, т. е. воспитать ответственное отношение у человека к природе (в замен потребительского).
Что же такое экологическая культура - это целостная система естественных знаний ценностных, нормативных.
Экологическое мышление означает сформированный комплексный взгляд на природу, умение видеть взаимосвязь живой и неживой природы. Умение устанавливать причинно - следственные связи, видеть цепочку и отдельные звенья этих связей, должна быть воспитана экологически обусловленная деятельность в природе направленная на создание необходимых условии для жизни и сохранения природы поэтому уже в детском саду должно воспитываться экологическое образование. В системе экологического образования должны быть 3 звена:
1. Совершенствование экологического сознания;
2. Умение ориентироваться в экологической обстановке (газетное сообщение)
3. Экологическое воспитание детей и родителей.
Экологические воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на усвоении детьми системы знаний о природе о существующих в ней связях и зависимостях, на основании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы, должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать облагораживать природную среду, для детей старшего дошкольного возраста доступно понимание зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды: зависимости строения живых
организмов от их приспособленности к условиям существования.
Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого то одного средства или в течение небольшого отрезка времени. Оно должно проводиться систематически и в тесной связи с родителями и школой. Реализация программы по ознакомлению с природой в детском саду должна осуществляться как экологическое воспитание. Основным звеном работы должно быть формирование у детей знаний о единстве живого организма (растений, животных) со средой обитания, о функциональной целостности живых организмов как условие их жизнедеятельности, о признаках хорошего и плохого состояния растений и животных о том, что в природе нет вредных или абсолютно полезных животных организмов. Всё существующее необходимо природе т. к находится в тесных взаимосвязях. Ю. Дмитриев на встречах с читателями рассказал одну историю. В прошлом веке фермеры одного из английских графств были сильно обеспокоены падежом овец. Овцы не болели, но быстр худели, а затем гибли, ветеринары ни чем не могли помочь фермерам, потому что сами не знали, в чем тут дело.
Тогда фермеры обратились к Ч. Дарвину, известному естествоиспытателю, который жил в этом графстве. Дарвин несколько дней ходил по пастбищам, а потом посоветовал фермерам завести кошек. Фермеры, очень удивились причем здесь кошки, если гибнут овцы? Уж не стал ли великий натуралист чудаком на старости лет? Нет. Дарвин не стал чудаком. Обследовав пастбище, он увидел, что с них почти исчез клевер - основная пища овец. Причина исчезновения клевера для Дарвина была ясна: отсутствуют его главные опылители - шмели. А отсутствуют шмели потому, что их гнезда разрушают появившиеся в большом количестве мыши, Значит, надо их уничтожать. Это могут сделать лишь кошки. Итак, кошки сокращают количество мышей, появляются достаточно шмелей, они опыляют клевер, клевер дает обильный урожай и овцы обеспечены едой. "
А ведь казалось на первый взгляд, кошки и овцы никак но связаны. Оказывается, связаны. Всё взаимосвязано в мире и человеку, части мироздания, необходимо не только знать о неразрывной связи всего живого но и любить и беречь хрупкие творения природы.
К сожалению, мы сами не до конца всё осознали и живем по принципу: «Все для блага человека, все во имя человека», а нужна нам сейчас экологическая переподготовка всех слоев населения и с самого нежного возраста - дошкольного.
Очень интересно рассказал об этом в своей статье " Любить живое" писатель
Г. Я. Снегирев.
В группе мы строим работу по экологическому воспитанию детей так, чтобы ребенку постоянно нужно было опираться на накопленный личный опыт знания. Использовали различные методы и приё мы: наблюдения и их фиксация в календаре, труд по уходу за растениями, беседы, игры экологического характера, рассматривание картин, чтение художественной литературы, викторины, заучивание загадок. Были оформлены и пополнены гербарии - растения вокруг детского сада, папка лекарственных растений. Оформление красную книгу.
Остановлюсь на главных темах работы по экологическому воспитанию.
1. Тема «Наши питомцы» : знакомство с обитателями уголка природы. Наблюдали за растениями, познакомили детей с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) поступают к листьям, цветам, знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом. Растение живет до тех пор, пока есть условия для жизни. Провели опыты по пересадке с огорода капусты, петрушки. Наблюдения проводились как систематизированные так и цикличные; каждый отдельный цикл наблюдения позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого предмета наблюдения, расширять и уточнять имеющиеся представления: например у лука посаженного в ящике с землей и у лука в банке с водой сравнили рост листьев, зафиксировав его на таблице. Где листья были больше, зеленее, где лук рос лучше? После ряда, наблюдений сделали вывод какова роль питания для растения. Затем наблюдали за двумя луковицами в банках с водой: в одну банку подливали воды достаточно, а в другую меньше - корни вытянулись. Переставляли баночку с луком в шкаф: листья поблекли - роль света. Поставили в холодное место - растение чуть не погибло. Перенесли в теплое - растение ожило, т. е. каждое наблюдение имело свою цель и содержание.
Такие же наблюдения проводили и за комнатным растением бальзамин. Теперь дети знают, что бальзамин поворачивается к свету, т. к. это растение светолюбивое. Почему бальзамин поливаем чаще, а кактусы реже? Подвели детей к осознанию того что растения живые существа. И когда специально проводила провокационные действия (убирала растения на пол) многие дети замечали, что растению тут плохо.
В старшей группе новые правила ухода: тонкие, нежные листья - нуждаются в более частом поливе, а толстокожие – в меньшем, цветущие растения – так же необходимо чаще поливать. Всё живое может умереть, если нет условий необходимых для жизни.
2. Тема «Зеленый наряд земли». Здесь основной целью ставили образование, приспособленность растений к сезонным изменениям среды обитания. Наши дети знают, что деревья, кустарники осенью не умирают, они готовятся ко сну, отдыху. И ковер из осенних листьев детям в радость. В благодарность этой красоте мы с ребятами выполняли аппликации из листьев, украшая группу и раздевалку, любовались ими. Многие взрослые и то по-другому посмотрели на каждый осенний листочек.
Дети еще больше стали благодарны деревьям и кустарникам так как узнали, что для насекомых и некоторых животных это жилище, в котором они будут зимовать. Мы постоянно подводили детей к мысли: в природе все нужно. И как однажды в беседе Рома сказал: «Ну надо же все надо, ничего не пропадает».
Продолжим весной знакомить детей с растениями, давая сведения о каждом из них как об уникальном.
Липа - медоносное растение, тополь лучше других очищает воздух. Рябина - дает корм свиристелям. Необходимо раскрыть детям причину исчезновения редких растений (срывают растения до семян или вырывают с корнем) А ведь такое растение как ландыш. Удивительно! дает семена только на 6 год. Красную книгу нашу пополняют и такие растения как сон-трава, купальница, белая лилия, желтая кубышка, продолжаем знакомить с лекарственными растениями.
3. Тема «Птицы - друзья человека». Знакомим детей в первую очередь с теми, за которыми можно наблюдать. Цель - сформировать представление о приспособленности птиц к условиям наземно - воздушной среды обитания и сезонным изменениям этой среды. Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время, использовали логическую задачу, кто обедал в птичьей столовой. У многих детей нашей группы руками старших сделаны кормушки, другие подкармливают на балконах. Часто наблюдаем за птицами на прогулке. Ввели правило: хочешь рассмотреть птицу, узнай о ее повадках, научись вести себя так, чтобы птицы тебя не боялись, не разговаривай громко, не подходи близко. Решались и логические задачи: почему птица летает, а кошка нет? Смогла бы она полете, если бы у нее были крылья? Работая над этой темой нужно показать роль птиц в природе и жизни человека: уничтожают вредных насекомых и их личинки, грызунов; помогают распространять семена деревьев, растений; имеют промысловое значение (мясо, пух, перья); украшают сады своим пением. Исходя из этого нужно знакомить с отдельными представителями птиц живущих в лесах (дятел, клест, снегирь, болотах, у побережья водоемов (цапля, аист, журавль, утка, гусь); в воздухе на открытом пространстве - ласточка, стриж; с хищными (сова, филин, орел). В течение длительного времени читаем рассказ Н. Сладкова "Поющие перья". Он очень подействовал на восприятие детьми жизни птиц, вызвал эмоциональный отклик.
4. Па весну планируем продолжить работу по теме «Маленькие помощники человеку» - знакомство с насекомыми (бабочка, жуки, стрекозы, пчелы, шмели, муравьи, лягушками, жабами, ящерицами, дождевыми червями.
И тут нужно воспитать осознанное бережное отношение к животным маленького размера. «Ведь мы - обращаемся к детям - великаны по сравнению с муравьями, а великаны всегда добрые». Создавая проблемные ситуации, мы можем раскрыть их роль в природе: что случиться, если исчезнут все бабочки жабы, дождевые черви. Пониманию сложных связей способствует литература: научные сказки Сладкова, рассказы Бианки, Снегирева.
Каждый разговор о маленьких помощниках заканчивается обращением, что вы можете сделать для этих животных.
5. И еще одна тема, с которой в старшей группе обстоятельно нужно познакомиться детям «Лес – многоэтажный дом». Дети многие понимают лес - много деревьев. А мы сообщаем о сообществе растений и животных. Начали, знакомство с рассказами Дмитриева «Что такое лес». Для чего в лесу нужны кусты, трава, цветы, грибы, насекомые, жабы, лягушки, лесные звери; что такое этажи леса. Расселяя растения и животных по этажам дети учитывали хорошо ли здесь им? Почему лиса на 1 этаже, белка на 2 и 3. Обосновывали свои ответы знаниями о форме, туловище, размерах строении лап, когтей, а главное пищей, которая нужна этому животному.
Итак, вопрос, зачем лесу комар должен подвести детей к понятию, что и без комара лес не проживет. А человек нужен лесу? А вот лес и без человека проживет, человек же от леса берет очень многое. Это отражается в пословицах «По лесу ходи, под ноги гляди», «Лес не школа, а всех учит», «Не высок лесок, а от пожара защитит», «Люби лес - люби природу - будешь вечно мил народу». Все в природе взаимосвязано. Все представляет единую экологическую систему. И человек здесь главный : умный, добрый и тоже житель этого же дома. И если он навредит любому живому существу, он навредит себе. Это уже понятно детям.
Работу по экологическому воспитанию необходимо вести вместе с родителями. Родители в первую очередь, бывая на природе должны воспитывать у детей нетерпимость к бессмысленной порче растений и животных умение вести себя в природе, расширять представления об охране природы. Так на наших стендах появились задания – педагогические ситуации поведения детей в природе. Вопросы на стендах «Знаете ли вы природу? - побуждают поинтересоваться взрослых, что ответить детям на вопросы. Планируем родительское собрание в форме игры «Счастливый случай». Сейчас идет подготовка работ с детьми и родителями по вопросу «Воспитание у детей любви к родной природе». Среди родителей проводиться анкетирование, где есть вопросы, нацеленные на контроль за своим поведением в природе: «Являлись ли вы примером бережного отношения к природе.
Об экологическом воспитании дошкольников можно говорить много, но главное это четкое планирование своей работы и система её выполнения.