Каменских
Как научить детей заботиться о природе через игры
▼ Скачать
«КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЗАБОТИТЬСЯ О ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ИГРЫ»
Каменских Людмила Николаевна
МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик»
с. Култаево, Россия
воспитатель
Аннотация: На этапе дошкольного детства складывается начальные ощущения окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе. Именно в этот период формируются основы экологического мышления и сознание экологической культуры. Для воплощения воспитательно-образовательного процесса необходимо создать необходимые экологические условия. Что бы вовлечь ребёнка в освоение окружающего мира, надо помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игровая деятельность.
Публикация «Как научить детей заботиться о природе через игры» размещена в разделах
Ключевые слова: игра, природа, воспитатель, дошкольник, обучающая игровая ситуация, экологическое образование.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Человек и природа находятся в непрерывной взаимосвязи друг с другом. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Мы должны быть едины, стремиться к гармонии с самим собой и с природой. Экологическое воспитание – это необходимая часть нравственного воспитания, которое особенно актуально в детском саду.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно – экологические основы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- бережное отношение к своему здоровью. [1, с. 35-40]
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода средство познания ребёнком действительности.
Поэтому, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-нибудь другой игры. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры. Существуют разные виды экологических игр характерных для детского возраста:
- дидактические игры;
- подвижные;
- сюжетно – ролевые,
- творческие;
- интеллектуальные;
- игры – путешествия;
- игры – эксперименты;
- самостоятельные игры.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играть. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д., картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные.
Примеры дидактических игр: «Когда это бывает?», «Прочитай письмо из леса», «Животные», «Кто спрятался в лесу», «Чудесный мешочек», «Фрукты и овощи», «Четвертый лишний», «Приготовь лекарство», «Воздух, земля, вода» (с мячом, «Назови перелетных птиц», «Путешествие капельки по временам года», «Птицы», «Умей различать природные явления» и много других; словесные: «Где были мы не скажем, а что делали, покажем», и другие; настольно – печатные: разрезные картинки, лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные» и т. д.
Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры характеризуются следующими особенностями:
- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;
- игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок;
- игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. [3]
В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа : «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры : «Лягушки», «Лиса и куры», «Заяц», «Змейка» и т. д.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть.
Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.
Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Воспитатель в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода, заведующего фермой и т. д.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что дошкольников называют «почемучками». Поэтому особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры – эксперименты.
В связи с активным распространением видеотехники, компьютеров дошкольники стали меньше играть самостоятельно. Наблюдения показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т. д.) содержание. Самостоятельная игра детей дошкольного возраста требует особого внимания и создания необходимых условий.
Каждый воспитатель выбирает те виды игр, которые ему больше всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в играх целесообразно применять наглядный материал, придумывать интересные игровые моменты. [5]
Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка сами, обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. [2]
Библиографический список
1. Бобылёва Л. Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников. Дошкольное воспитание 1998: 6. 35-40
2. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика эколгического воспитания дошкольников. С-Пб. 1998
3. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературных персонажами. Москва. Гном и Д. 2005
4. Программа экологического образования детей «Мы». С-Пб. 2003
5. Потапова Л. М. Детям о природе : экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль. 2002