Лозовая Юлия Витальевна
Конспект занятия «Как мы знакомим детей с народными промыслами»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит и знакомить детей с различными видами искусства, и в первую очередь с произведениями народного творчества. Свою работу по ознакомлению детей с народными промыслами мы начинаем с дымковской игрушки. Обычно отбираем игрушки для каждой возрастной группы. Для младшей подбираем красочных зайчиков, медведей, собачек, петушков. Они сразу привлекают их внимание. Дымковская игрушка – частый гость у малышей на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации. Неподдельный интерес вызывают у детей забавные зверюшки : они катаются на карусели, свистят, перекликаясь друг с другом. Мы подбираем такие сюрпризы, чтобы игрушка пела, говорила, танцевала. Постепенно внимание детей сосредотачиваем на орнаменте, узоре, учим находить характерные элементы росписи – кольца, горошки, полоски (обводя их пальцем, дети называют цвет); выкладываем узор из знакомых элементов на фланелеграфе или магнитной доске – круглую, прямоугольную форму, полоски. Так же наряжаем плоскостную дымковскую барышню: меняем ей юбки, кофты, фартуки, кокошники.
Публикация «Конспект занятия „Как мы знакомим детей с народными промыслами“» размещена в разделах
Как я учу детей изображать элементы росписи? В младшей группе составляем орнамент из готовых форм и аппликации, затем рисуем знакомые элементы гуашью. Чтобы не было однообразия и механического повторения, каждый раз ставлю новую задачу. Например, на одном занятии выполняем рисунок на ткани, на другом, сделав узор, определяем с помощью трафарета, какой дымковской игрушке он больше всего подходит: конюху, барыне или утице – крылатке. В средней группе стараюсь углубить интерес. Мы не только любуемся изделием, но и рассказываем, как называется, из чего сделано, как им можно играть. На занятиях по аппликации продолжаю учить составлять узоры, но уже более сложные и многокрасочные. Причем выкладываем их не только на полосе, прямоугольнике, круге, но и на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. В ходе занятий предлагаю детям загадки; по формам заготовкам они угадывают и выполняют элементы узора для силуэтной игрушки. На занятиях по рисованию решают более сложные задачи: расписывают фартучки для нянюшек – кормилиц, силуэты зверюшек, птиц. Это задание требует более совершенных навыков и умений. Ведь следует составить узор из знакомых элементов, расположить его на фартуке, юбке, силуэте, тоесть вписать в данную форму. Ребята рисуют уже сложные элементы: кружок, внутри которого попадается горошек, полоски, разные по ширине. Обращаем внимание на цветовое сочетание элементов узора. И если на первом занятии выполняются работы по образцу, то на других этот узор дополняется по своему усмотрению другими элементами росписи.
Навыки закрепляем в самостоятельной изобразительной деятельности детей : предлагаю композицию из двух – трех фигурок на бытовые или сказочные темы. В этой же возрастной группе дети учатся лепить дымковскую игрушку по темам «Плывут уточки», «Уточка – крылатка». Первое задание – разнообразные маленькие птички. Показываю приемы лепки. Если ребята в чем-то затрудняются, упрощаю его: к примеру, предлагаю вылепить только конус птицы, а крылышки, украшенные дымковским орнаментом, заменяю бумажными (они у меня заготовлены заранее). Сказочный и красочный мир становится детям ближе и понятнее, когда в ходе занятия, показывая какой-либо прием, расцвечиваю его потешкой, загадкой, частушками.
В старшей и подготовительной группе учу детей тем методам лепки, которые применяют народные умельцы. Занятия обычно бывают самые разнообразные. Дети учатся лепить животных и птиц: козлов, оленей, поросят, павлинов. Более сложное по технике задание – это человеческие фигурки. Совершенствуем навыки, приобретенные на занятиях по рисованию : дети расписывают силуэты дымковских игрушек, внося более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Обращаю внимание: орнамент станет более красивым, если варьировать элементы, например, сочетать кружок широкий и узкий, точки большие и маленькие. Одобряю тех, кто раскрашивает фигурки по собственному замыслу. Как только дети усваивают элементы орнамента, рисуем «дымку» белой гуашью на цветном фоне.
Анализируя детские работы, обращаю внимание на яркость и сочетание цветов, на их чистоту; учу определять цветовую гамму с точки зрения красоты, объяснять, чем нравится тот или иной цвет. В подготовительной группе применяю такой вид рисования, как роспись объёмных дымковских игрушек из глины. Дети сами лепят и раскрашивают кукол для театрализованной деятельности, придумывают сюжет. Думаю, что такое художественное творчество приносит им истинную радость.