Светлана Нестерова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами
▼ Скачать + Заказать документы
«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Маханёва М. Д.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В МАДОУ №17 города Карпинска в 2015 году был создан мини-музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться НОД по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей.
Необходимость мини-музея существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д. Поэтому была поставлена цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Реализация плана работы мини-музея происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Цель мини-музея: формирование и развитие основ художественной культуры и гражданско-патриотических чувств ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи мини-музея:
• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:
1. Роспись по дереву: - хохлома (солонка, конфетница, сахарница, ложки); - городец (панно, разделочные доски); - росписи Северной Двины и Мезени (ступка).
2. Керамика: - гжель (скульптура (лебеди, конь, корова)
3. Русская глиняная игрушка - дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами)
4. Русская деревянная игрушка - полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки)
5. Русские художественные лаки - жостово (подносы разнообразной формы и размера).
6. Павловопосадские платки.
7. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Применяются в мини-музее различные приё мы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Образовательный процесс делится на два этапа-подготовительный и практический. Задачи первого этапа: знакомить детей с образцами народных художественных промыслов, развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла, воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства, формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
Задачи второго этапа: самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании, использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой, самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть, самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей, использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
С целью социально – личностного развития воспитанников был составлен план работы с социальными партнерами (библиотека им. А. С. Попова, городской музей, школа искусств, МАОУ СОШ № 6).
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.