Анастасия Лисицына
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами»
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность развития личности ребенка, по определению Л. С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим детей с народными праздниками и обрядами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народная мудрость гласит : «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтому в образовательной деятельности познавательного цикла входят экскурсии, целевые про-гулки, наблюдения, игры, сказки, музыка. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка — это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания.
Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, прежде всего, они, способствовали консолидации жителей одного села, деревни, городского квартала. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.
Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года. Неразрывная связь человека с природой по-своему выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.
Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник, связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и др.
Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье : социальной общности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь становится гораздо здоровее.
Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовке к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков. Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки, Колядки, Посиделки — все эти праздники проходят ярко и весело. Они проходят с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками. Интересна история проведения Колядок в детском саду. На посиделках с бабушками и прабабушками дети узнают, в чем смысл колядок — это пожелание семьям доброго здоровья, хорошего урожая и всех благ: «Дай Бог тому, кто в этом дому». «Кому песни поем, тому сбудется — не минуется».
Связь поколений и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовке к празднику совместно с детьми расписываем яйца и проводим яичные бои («Чьё яичко прокатиться дальше?», «Попади и сбей яйцо» и др). На святочной неделе дети зна-комились с обрядом Прощенного воскресенья, когда люди прими-ряются, просят у всех прощения, даже у своих врагов, и затем сами просили прощения у воспитателей, родителей, сверстников.
Самый веселый и самый любимый детьми праздник — Ярмарка. На таких праздниках дети поют, танцуют, меряются богатырской силой, слушают и исполняют народную музыку. С удовольствием играют на ложках, бубнах, трещотках, дудочках и свистульках. В разгар праздника «продают» свой товар с потешками, закличками, зазывалками, угощают честной народ выпечкой и горячем чаем. Объединение детей и взрослых создает добрую, радостную атмосферу, надолго остается в их памяти, создает тепло и взаимопонимание между поколениями.
Народные праздники — явление синкретическое, поэтому приобщать детей к народной культуре необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности, в едином интегрированном пространстве.