Татьяна Маркина
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами рязанского края
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и любви к родному краю через знакомство их с местными народными промыслами.
Маркина Татьяна Юрьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами рязанского края» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что заложено с детства, наиболее эффективно. Знания о родном крае, любовь к Родине, своему народу – это фундамент в сознании человека на котором впоследствии формируется его этические и нравственные идеалы. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем, его прошлым и настоящим нередко рассматривают как составляющую часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины связано у малыша с местом, где он родился. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Знакомясь с народными промыслами, дети учатся ценить труд человека, видеть и понимать красоту им сотворённую, своеобразие изделий, присущее только данному народу, познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» и в других дошкольных образовательных программах рекомендуется знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке, продолжать знакомство с городецкой росписью, знакомить с росписью Полхов-Майдана и т. д. Все эти виды народного декоративно-прикладного искусства неповторимы, и знакомить с ними детей дошкольного возраста необходимо, но как мы видим, нигде не упоминается о рязанских народных промыслах. В связи с чем, возникает необходимость определить содержание и найти наиболее эффективные формы и методы работы по ознакомлению детей с промыслами Рязанского края. Данная работа направлена на разработку дополнительного содержания образования ребёнка-дошкольника на основе регионального компонента.
Была поставлена цель: создать воспитательно-образовательную систему и методические рекомендации по ознакомлению детей со скопинской керамикой, михайловским кружевом и другими местными народными промыслами и определить её результативность.
В процессе реализации данной работы использовали такие методы как рассказ воспитателя; беседы; наблюдения; интегрированные занятия; творческие рассказы детей; тематические развлечения; совместное создание тематических альбомов; сюжетно – ролевые игры («В художественном музее», «Магазин изделий народных промыслов», «Вернисаж»); специальные дидактические игры («Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Разрезные картинки», «Найди пару»); организация выставок творческих работ детей по темам; целевые прогулки; знакомство с русской культурой (разучивание пословиц, поговорок, русских народных песен и игр). Использовались нетрадиционные формы проведения занятий: «Гончарная мастерская», «Выставка Михайловского кружева», «Русская изба», «Музей изделий местных народных промыслов» и др.
Важным условием успешной работы с детьми по формированию любви к Родине является наличие книг, альбомов, игрушек, наглядного материала, предметов декоративно-прикладного искусства и другого оборудования. В нашем ДОУ собрано достаточно материала о Рязани и рязанском крае, о народных промыслах Рязанской области: иллюстрации, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства, оформлены альбомы «Рязань – родной мой город», «Народные промыслы рязанского края», «Скопинская керамика», «Михайловское кружево», «Народный костюм рязанского края», развивающие и дидактические игры и др.
Работа проходит поэтапно. Сначала детей знакомят с видом декоративно-прикладного искусства (рассматривали предметы, определяли их особенности). Следующий шаг – проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказывают об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфики цвета, формы. Затем ряд занятий и совместная внезанятийная деятельность посвященные ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). Следующий шаг – обучение детей созданию обобщённого декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла. На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения.
После проведения комплекса мероприятий, были выявлены следующие результаты: у детей значительно повысился уровень знаний о местных народных промыслах, истории их возникновения, характерных особенностях, выдающихся мастерах. Дети свободно справляются с такими задачами, как группировка предметов народных промыслов по месту их производства, с выделением существенных признаков и средств художественной выразительности того или иного промысла, могут выбрать изделие из ряда предложенных и обосновать свой выбор. Дети гордятся своими знаменитыми земляками, землёй, на которой зародились замечательные промыслы, что, в свою очередь, способствует возникновению патриотизма и любви к родному краю, к России в целом.
В формировании любви к Родине старших дошкольников необходимо учитывать следующее:
• Работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна вестись систематически и планомерно.
• Педагогу необходимо способствовать закреплению полученных детьми знаний о народных промыслах в различных видах детской деятельности.
• Необходимо использование системы интегрированных занятий по заявленной проблеме.
• Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе нравственно-патриотического воспитания.
• Организация работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Перед началом работы, родителям выдавались специальные анкеты. Проанализировав их, мы выяснили, что знания родителей о народных промыслах рязанского края очень разрозненны и незначительны. Был разработан план работы с родителями: их активно привлекали к сбору краеведческого материала для пополнения экспозиции группового уголка «Народные промыслы земли рязанской», для них проводились семинары, консультации по теме, организовывались выставки детских работ, работ детей выполненных совместно с родителями и многое другое. Детям и родителям давалось домашнее задание по совместному сбору материала о местных народных промыслах, составлению рассказов о наиболее понравившемся изделии и др. Следует отметить активную поисково-познавательную деятельность родителей и детей в сборе информации, оформлении уголков в группе, создании фотоальбомов, пополнении мини-музея группы. Совместная работа с родителями помогла уточнить, расширить и закрепить знания детей о народных промыслах рязанского края.
В заключении могу сказать, что проводимая на базе д/с № 7 работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с местными народными промыслами однозначно указывает на то, что данная тема вполне доступна и интересна для старших дошкольников, изделия местных мастеров так же доступны для их восприятия.