МААМ-картинки

Подготовка к обучению грамоте

Наталья Величко
Подготовка к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Многолетние исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».

Публикация «Подготовка к обучению грамоте» размещена в разделах

Умение читать, (а главное — понимать прочитанное) — сложный мыслительный процесс. И если ребенок его освоил, то можно смело говорить о хорошем уровне развития интеллекта.

В процессе обучения чтению у ребенка развивается внимание, память, мышление. А значит, обучение чтению — лучшее развивающее занятие.

В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что в детском саду дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду –

• развитие связной речи,

• словаря,

грамматического строя,

• звуковой культуры речи.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Л. Венгер отмечал: «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

В действующих современных программах заложены разные требования к организации работы по подготовке детей к обучению грамоте.

В примерной общеобразовательной программе детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2019 год) содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте представлено в подготовительной к школе группе.

Авторами определены следующие задачи:

- формировать представления о предложении (без грамматического определения);

- упражнять в составлении предложений, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

- формировать умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части;

- формировать умения составлять слова из слогов (устно);

- формировать умения выделять последовательность звуков в простых словах.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

• ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

• ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;

• ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

• ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;

• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы;

• развитие графических навыков, как подготовка к обучению письму.

Дети, которые научились читать до школы, легче проходят период адаптации в первом классе и имеют лучшую успеваемость по всем предметам, ведь они уже владеют одним из основных и сложных навыков, который детям, не умеющим читать, приходится осваивать в быстром темпе школьной программы.

Приобретенная в раннем детстве привычка читать остается с человеком на всю жизнь!

Публикации по теме:

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук" Задачи: • Формирование.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к обучению грамоте
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 22:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Величко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД