Наталья Величко
Подготовка к обучению грамоте
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Многолетние исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».
Публикация «Подготовка к обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Умение читать, (а главное — понимать прочитанное) — сложный мыслительный процесс. И если ребенок его освоил, то можно смело говорить о хорошем уровне развития интеллекта.
В процессе обучения чтению у ребенка развивается внимание, память, мышление. А значит, обучение чтению — лучшее развивающее занятие.
В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что в детском саду дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду –
• развитие связной речи,
• словаря,
• грамматического строя,
• звуковой культуры речи.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Л. Венгер отмечал: «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
В действующих современных программах заложены разные требования к организации работы по подготовке детей к обучению грамоте.
В примерной общеобразовательной программе детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2019 год) содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте представлено в подготовительной к школе группе.
Авторами определены следующие задачи:
- формировать представления о предложении (без грамматического определения);
- упражнять в составлении предложений, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
- формировать умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части;
- формировать умения составлять слова из слогов (устно);
- формировать умения выделять последовательность звуков в простых словах.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
• ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
• ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
• ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
• ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы;
• развитие графических навыков, как подготовка к обучению письму.
Дети, которые научились читать до школы, легче проходят период адаптации в первом классе и имеют лучшую успеваемость по всем предметам, ведь они уже владеют одним из основных и сложных навыков, который детям, не умеющим читать, приходится осваивать в быстром темпе школьной программы.
Приобретенная в раннем детстве привычка читать остается с человеком на всю жизнь!