Наталья Биляр
Консультация «Как формировать чувство безопасности«
▼ Скачать + Заказать документы
Чаще всего вопрос о безопасности встает, когда аутичный ребенок не имеет чувства края, то есть не чувствует опасности. Наиболее остро проблема дает о себе знать на улице, когда расторможенный, не подчиняющийся инструкциям ребенок может побежать от мамы по дороге и вылететь на проезжую часть, или побежать в воду и не остановиться, или попытаться дотронуться до проезжающей мимо машины. Некоторые наиболее отрешенные от внешнего мира дети могут отличаться превосходной координацией движений и балансировать на спинке кресла или подоконнике, и хотя по словам своих родителей, они никогда не ушибаются, и благодаря своей пластичности и расслабленности, интуитивно приземляются на единственно верную точку, все же постоянно держат свою семью в напряжении.
Публикация «Консультация „Как формировать чувство безопасности„» размещена в разделах
Во время прогулки необходимо научить ребенка ходить за руку или рядом с взрослым. Можно попытаться удержать его внимание эмоциональным комментарием того, что он может видеть вокруг. Улавливая его движение, побежать вместе с ним к обозначенной вами цели и остановиться, обняв и покачивая или подняв на руки, вместе рассмотреть то, что привлекло его внимание. Иногда ребенок провоцирует отрицательную реакцию взрослого, стремительно убегая от него. В этом случае может помочь, если Вы опередите его: не он от Вас убегает, а Вы его увлекаете в своем беге, кружитесь вместе и быстро переключаете его внимание, например, на качели. Напряжение, таким образом, выходит в совместном движении. Подобная игра допустима, однако, лишь в безопасном парке или в лесу.
Если ребенок вырывается на улице и убегает, подвергая себя опасности, бывает необходим специальный тренинг. Взрослый крепко держит ребенка за руку, даже, если тому это неприятно, и, если чувствует, что тот расслабился, ослабляет свою руку, будучи готовым, при необходимости мгновенно схватить его снова. При этом важно избегать окриков и гневных выговоров; если ребенок вырвался, поймать его опять со словами: "по дороге мы идем рядом, ты сможешь побегать в парке," и пофантазировать: "куда мы сможем сбегать". Можно придумать особый приз за "хорошую, дружную прогулку". В подростковом возрасте более социально адекватной является прогулка под руку нежели за руку.
Особые трудности возникают с теми подросшими аутичными детьми, для которых остаются характерными "полевое" поведение и разнообразные влечения. Такие ребята склонны подбирать с пола и тянуть в рот самые разные, вещи и иногда бывает крайне ловкими и изобретательными, чтобы достать привлекающий их объект. В данном случае многим родителям приходится организовывать свой быт подобно тому, как делают семьи, у которых в доме полуторагодовалый ребенок, начавший передвигаться самостоятельно: прячутся все лекарства, химические растворы, опасные, мелкие и острые предметы.
Если во время прогулки аутичный ребенок поднимает с земли предметы и берет их в рот, можно занять его руки и внимание какой-нибудь деятельностью. Можно приучать носить сумки, держать при себе план прогулки в виде рисунков и периодически привлекать его внимание: "посмотрим, где мы сейчас находимся". В этом случае также может помочь договор: если прогулка была спокойной, ребенок получает особенно значимую для него награду (для кого-то это может быть совместная игра, для другого - любимое лакомство, если же во время прогулки произошел инцидент, необходимо, чтобы он в этот день оговоренного поощрения не получил. Здесь особенно важна последовательность взрослых, т. к. если ребенок чувствует, что свое развлечение он все равно получит, он начинает экспериментировать, и подобная ситуация может еще сильнее дезорганизовать его поведение, и жизнь семьи.
Дома важно организовать место для "самостоятельной деятельности", где находились бы доступные ребенку игры и задания, которые своим содержанием и формой подсказывали бы ему, что с ними можно делать: это может быть конструктор "Лего", мозаика, ящик для геометрических форм и т. п. Конечно, сначала длительное время нужно вместе заниматься в этом уголке, предоставляя молчаливую помощь сзади и постепенно отступая в сторону, подкрепляя самостоятельные действия ребенка. В будущем организованное таким образом поведение ребенка может позволить вам оставлять его на короткое время, не терзаясь каждую минуту из-за того, что он предоставлен сам себе.