Наталья Попова
Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора?
Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами, за долами! А вот клоун - это всегда актуально и весело! Потому что одно его появление перед детворой вызывает если не смех, то улыбку! Вот и сегодня, в преддверии дня смеха, или дня дурака, как называют этот день в отдельных странах Европы, предлагаю поговорить о чувстве юмора и его значении для развития детей.
Публикация «Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?» размещена в разделах
Не так давно, в октябре прошлого года наша коллега Алла Порфирьева, уже писала о чувстве юмора в дошкольном возрасте, но ведь повторение – мать учения, не правда ли? И поэтому предлагаю ещё раз вернуться к этой теме. Тем более, что это чувство не воспитывается, а развивается.
Бытует мнение, что чувство юмора – врождённый дар. Возможно, это и так, но то, что его развить можно и нужно, отрицать тоже не следует. И, безусловно, это процесс длительный, целенаправленный и систематический. Чувство юмора помогает во многом, в частности, в коррекции эмоциональной сферы ребёнка. Дети (да и взрослые) с хорошо развитым чувством юмора, чувствуют себя счастливее своих сверстников, они настроены более оптимистично. Они проще справляются с различными неблагоприятными ситуациями. Но тут очень важно не переборщить. Неуместен смех (даже самый благожелательный) в ситуации, где объект может испытать физическое неудобство, стыд или боль. Но посмеяться над тем, какой ты сам неловкий, к примеру, вполне допустимо и даже полезно! И уж конечно, очень важно создать вокруг ребёнка среду, богатую юмором и забавностями. Юмор – это самый важный витамин роста. А самоирония – это его двоюродная сестра, и эта способность тоже обязательно должна развиваться, но об этом, возможно, в другой раз.
Учёные не могут определить, к каким конкретным чувствам относится юмор, понятно всем только одно – формировать его крайне трудно.
Нельзя забывать и о том, что с чувством юмора тесно связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. В. Сухомлинский говорил о том, что «Смех – один из каналов познания». Весёлые люди оказываются на поверку не только умными, но и очень приятными в общении. Исследования чётко показывают, что у тех, кто обладает чувством юмора и вербальный, и невербальный интеллект намного выше.
Чувство юмора является и важным показателем психического состояния ребёнка. Показателем умственного и творческого развития. Оно развивает у детей гибкость ума и быстроту сообразительности, что способствует развитию способности юмористического восприятия, а также улучшает краткосрочную память.
Люди с чувством юмора оказываются более влиятельными, потому что кажутся уверенней и компетентней многих других.
Художественная литература, речевые игры, забавные головоломки и другие задания очень помогают формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство юмора. Именно возраст в 5-7- лет ученые считают самым «весёлым», когда по результатам исследований ребёнок смеётся в день до 300-400 раз! В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, рассказы, пытаются и сами придумывать весёлые ситуации. Но не следует забывать о том, что юмор должен быть источником добрых чувств и не служить примирению со злом.
Знакомясь с различными образцами детской литературы, дети научаются понимать и оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать весёлое звучание текста. Очень яркими примерами могут служить произведения К. Чуковского, английский фольклор, лимерики, о которых я писала в публикации от 4 ноября 2017 года.
Загляните, если хотите освежить память вот сюда.
Стараясь развивать у детей чувство юмора, мы используем, прежде всего, художественную литературу, но не забываем и о средствах изобразительного искусства, малых и средних формах фольклора, театральных постановках и многих других приёмах. Я же хочу предложить вам одну игровую ситуацию, которая тоже и повеселит детей, и поможет подметить им комичность, даже небывальщину сюжета, а также будет развивать речь, знакомя со словообразованием.
Я вижу эту игровую ситуацию таким образом:
- в группе появляется какой-либо (по вашему выбору) литературный или народный персонаж и сообщает, что заглянул в гости, потому что увидел на своём приборе (что-то вроде градусника, что настроение ваших воспитанников что-то резко стало снижаться, падать. Он этого не может просто так оставить и предлагает развлечься. Дети, конечно же, соглашаются. А если и будут те, что не поддержат идею, пусть посидят в стороне, не участвуют, они позже сами включится в процесс в его ходе обязательно! Все рассаживаются вокруг гостя, и он читает им стихотворение. По результатам прочтения, его можно повторить ещё раз, предложив детям задание назвать, что за небылицы встречаются в нём. Пусть сосчитают и попробуют их перечислить. Когда все небылицы данного сюжета будут разобраны, можно предложить детям нарисовать их, а потом всем вместе рассмотреть! Хорошим помощником в данной ситуации будет мешочек со смехом, что можно купить в отделах «Всё по …» или на рынке. Смеётся он очень заразительно и будет стимулировать ситуацию. Но это – по необходимости! А вечером, когда дети будут расходиться домой, можно дать задание придумать с родителями собственные небылицы и устроить вечер небывальщины по детскому творчеству! Думаю, это будет интересно.
А теперь само стихотворение:
Небылицы
Поздно ночью, на заре,
Вечером, с восходом
Громко лаял во дворе
Кот с громоотвода.
*
Через улицу ручей
Спрятаться старался,
В чемодан, он был ничей,
Ловко заливался.
*
В магазине старый слон
Раздавал ватрушки.
Пролетел тут почтальон,
А за ним – лягушки.
*
Небывалый снеголёт
Улицей промчался,
А весёлый звездочёт
На санях катался.
*
Знаю, много небылиц
В мире не бывает.
Всё же, сколько озорниц,
Кто их сосчитает?
Свидетельство о публикации №119020404135
Продолжение следует. .