Елена Гаряева
Качество дошкольного образования — это качество жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Шаттинский детский сад «Теремок»
«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка»
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Сегодня система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.
Публикация «Качество дошкольного образования — это качество жизни ребёнка» размещена в разделах
Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг. Этот уровень должен удовлетворять ожидания и запросы потребителей и соответствовать государственным нормативам.
По словам О. Скоролуповой и Н. Фединой обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :
• не присмотром и (или) уходом, а образованием;
• не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;
• не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века, а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.
Выделяют внутренние и внешние факторы, влияющие на качество дошкольного образования :
1. Внутренние факторы – те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
К ним относятся:
• обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;
• наличие необходимой нормативной правовой базы;
• состояние предметно-развивающей среды и др.
2. Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми.
Среди них можно выделить:
• влияние семьи;
• социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
• конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
• индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические) и др.
К основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести :
1. знания, умения и навыки (ЗУН). Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним;
2. показатели личностного развития, такие как любознательность, мотивация, произвольность, смекалка, степень нравственной развитости и т. д. ;
3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;
4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;
5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т. д. ;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса.
Для каждого участника (дети, родители, педагоги, руководители) образовательных отношений в ДОУ качество дошкольного образования имеет индивидуальную характеристику
Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме;
Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностранному языку, хореографии.
Для семей дошкольников важно, чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.
Для педагогов:
сохранение психического, физического здоровья детей,
положительная оценка руководителями ДОУ и родителями,
успешное освоение ООП всеми детьми,
поддержание интереса дошкольников к
бразовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов,
обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием,
Для руководителей ДОУ:
успешность деятельности педагогов и воспитанников,
полное усвоение ООП,
сохранение здоровья детей,
подготовка детей к школе,
рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов,
высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ.
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество ДОУ?
1. От качества работы воспитателя.
2. От отношений, которые сложились в коллективе.
3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Обобщая вышесказанное, следует сделать следующие выводы:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Необходимо стремиться к обеспечению современного качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи.
Для осуществления высокого уровня воспитательно - образовательного процесса необходимо :
• обеспечение образовательных программ, соответствующих требованиям и уровню развития общества
• профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации
• обогащение предметно-развивающей среды
• введение в образовательный процесс дошкольного такого компонента, как оценка результатов
• взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами
• создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов
• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.
Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.
В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями);
• какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.