Гоар Тамазян
Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Доброта — качество человеческой души»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект психологического занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы.
Актуальность. В настоящее время от правильного духовно-нравственного воспитания детей зависит благополучие, нашего общества.
Публикация «Образовательная деятельность с детьми старшей группы „Доброта — качество человеческой души“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Одним из недостатков современного дошкольного воспитания является то, что большинство детей ценит в себе только такие качества, как ум, физическую силу и ловкость, послушание и др. На вопрос «Какой ты?» ребенок обычно отвечает: «Умный, послушный, сильный, ловкий, красивый, хорошо считаю, умею читать и т. п.».Такие характеристики, как «добрый», «щедрый», «заботливый» «верный» встречаются реже.
Цель: формирование понятия «доброта»; формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи:
1. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
2. Формировать коммуникативно-речевые умения как основу социальной компетентности.
3. Воспитывать уверенность в себе, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, желание помогать.
4. Вызывать у детей радостное эмоциональное настроение.
Материалы: формат листа А3, цветные карандаши, напечатанные слова на тему «Свойства человеческой души», клей, бумажные «волшебные сердечки».
Этап 1. Организационный
Приветствие. Упражнение «Я рада вас видеть!»
Психолог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…
Этап 2. Мотивационный
Упражнение «Чаша Добра».
И. п. – сидя на полу.
- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
Этап 3. Практический
Психолог. Ребята! Поговорим с вами о добре, о добрых людях, о хороших поступках.
Библия говорит о добре:
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из зло сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. (Библия, Новый Завет, «Евангелие от Луки»)
Чем наше сердце переполнено, то мы и говорим, также поступаем.
Многие люди размышляли о добре и зле. Вот их высказывания: «Добрые люди подобны звёздам: они живут, озаряя своё время»; «Тот, кто делает добро другим, сам получает радость»; «Добро – это то, чего все желают».
Дети, поразмышляем и мы с вами о добре. Какие черты характера у доброго человека?
(щедрость, храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие).
Да я с вами согласна. Добро - это самое прекрасное качество человеческой души.
Немало поговорок сложили люди о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие.
Люди с благодарностью помнят о людях, делающих добрые дела, и рассказывают о них детям и внукам. Потому и говорится: «Добро не горит и не тонет», «Доброе дело два века живёт», «Доброе слово лучше мягкого порога», «Доброе дело крепко». Есть и такая поговорка: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к сердцу чужие болезни и горести, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорится: «Спешите делать добро».
Доброму человеку присущи такие прекрасные свойства характера, как отзывчивость и сострадания, любовь, ласка и нежность, забота о близких.
- Какие ещё качества доброго человека мы не называли?
(Стремление оказать помощь, щедрость, гостеприимство, доброжелательность).
- Дети, когда вы слышите слово «доброта», что представляется вашему мысленному взору?
- Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то это нежное и ласковое лицо мамы или бабушки или заботливые мамины руки. Несомненно одно: доброта несёт в себе ласку и тепло, оно нужна любому живому существу, словно солнечный свет, дарующий жизнь на Земле.
Изобразим доброту в виде солнца. Сначала нарисуем круг и раскрасим его в тёплый золотисто-жёлтый цвет. Внутри круга напишем слово «доброта». От Солнца, озарявшего нашу планету, исходят лучи.
Пусть лучи исходят и от нашего «Солнца доброты». Каждый луч-это свойство души доброго человека.
- Назовите эти свойства?
Нарисуем лучи разными карандашами. Пусть луч верности будет красным. Гостеприимство – оранжевым лучом, дружбы- жёлтым, заботливость- зелёным, стремление помочь- голубым, щедрость- синим, любовь- фиолетовым.
- Послушайте стихотворение.
Доброта
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она, как солнце, светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно.
Ласкает нас мечтой.
Мы все живём с надеждой
На встречу с добротой.
Минутка вхождения в сказку «Сердце».
Я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.
- Послушайте православную сказку
«Чудо маленькой слезинки»
Кирилла во дворе все боялись, потому что с мальчишками он дрался, а девчонок дразнил и обижал. Дети с ним не дружили, одна лишь Катюша пыталась образумить хулигана. То угостит его пирожным, то книгу даст почитать… Кирилл угощение забирал и даже спасибо не говорил, а над предложением почитать добрые рассказы только смеялся. Но соседка не унывала и продолжала его стыдить:
— Кирюшка, ну зачем ты опять безобразничаешь?
Мальчик только хмурился и ничего не отвечал. И вот однажды Катюша позвала его посмотреть на клумбу, которую сделала за домом. Кирилл подумал-подумал да и согласился:
— Ладно, показывай, что за девчачьи глупости ты затеяла.
Катюша на такие слова не обиделась:
— Никакие это не глупости! Я нашла дома остатки старых семян и все их в землю закопала. У меня настоящий цветник получится!
Когда они подошли к небольшой, огороженной камнями клумбе, Кирилл засмеялся:
— Ничего у тебя не вырастет здесь! Ты же даже не вскопала ее как следует.
— Думаешь, ни один цветочек не прорастет? — расстроилась девочка.
— Не-а, ни один, — беспечно ответил Кирилл и пошел домой. Скучно ему было с соседкой.
На следующий день Катюша играть во двор не вышла. И через день тоже. Набравшись смелости, Кирилл спросил у ее мамы, куда же она подевалась. Оказалось, у Кати ангина. И лежит она, бедная, с температурой, даже разговаривать не может. Кириллу стало по-настоящему жалко эту трогательную девчушку, которая видела во всем только хорошее. И даже его, Кирилла, не боялась. Потому что искренне верила в добро. И так захотелось ему сделать что-то хорошее для нее! Вот только что? Ничегошеньки он не умеет: только драться да детей обижать. Разозлившись на самого себя, он подошел к Катюшиной клумбе. Земля была совсем сухая. Ничего здесь вырасти не может, а ведь Катя так хотела увидеть хотя бы один цветочек… Мальчик от бессилия закусил губу, не зная, чем порадовать соседку. И тут одна крохотная слезинка скатилась по его щеке и упала на растрескавшуюся землю. Что-то заискрило в воздухе, засверкало. У Кирилла перехватило дыхание от волнения, а из того места, куда упала маленькая капелька, проклюнулся необычайной красоты цветок! Белоснежный… А какой аромат от него исходил — диво дивное! Не помня себя от счастья, мальчик побежал рассказывать об этом Кате. Девочка, поднявшись на подушках, удивленно слушала его:
— Что же это за чудесный цветок?
Кирилл без сомнения ответил:
— Это цветок добра.
Девочка смутилась:
— Но у меня не было таких семян…
— Были, — возразил мальчик, — просто ты их посеяла не в земле, а в моем сердце.
— Вот бы поскорее выздороветь и поглядеть на эту красоту!
Через пару дней, когда Катюша поправилась и вышла во двор, она просто обомлела, подойдя к своей маленькой клумбе. Вокруг чудесного цветка кто-то посадил кустики и маленькие деревья. Теперь это была уже не клумба, а целый сад!
— Кто же тут поработал? — удивилась девочка.
— Мне помогали все ребята нашего двора, — важно ответил Кирилл.
— Ты что, подружился с ними? — не верила своим ушам Катюша.
Кирилл замялся, а потом, покраснев, добавил:
— А что? Драться любой мальчишка умеет, а вот быть настоящим другом сумеет не каждый. Как ты думаешь, у меня получится?
Катюша ответила без раздумий:
— Нисколечко в этом не сомневаюсь.
Добрый ли мальчик Кирилл?
Какая была девочка Катюша?
Что она сделала?
После того как Катюша заболела ангиной, что сделал Кирилл?
Что случилось с сердцем Кирилла?
Кто посеял добро в сердце Кирилла?
За вашу доброту, улыбки и хорошее настроение я хочу подарить вам «волшебные сердечки».
Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты.
Ритуал прощания. Игра «Хоровод»
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.
– Спасибо! До следующей встречи!
Взаимодействие с родителями
«Копилка добрых дел»
Предложить родителям. Вырежьте из цветной бумаги сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько сердечек. Сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершить что-то хорошее.
Список используемой литературы к занятию:
Т. А. Шорыгина «Беседы о характере и чувствах», Москва, Творческий Центр сфера, 2010г.
Источник: www.sourceoflife.ru