Татьяна Шерстнева
«Я учусь наблюдать и запоминать» (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)
Уважаемые коллеги!
Анализ педагогического опыта позволяет говорить, что у некоторой части будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно - пространственных функций не в полной мере подготовлено к решению задач школьного обучения. Для выявления подобных проблем, детям предлагаются задания на узнавание реалистических изображений, контурных перечеркнутых и наложенных изображений.
Своевременное выявление таких ребятишек позволит вовремя провести коррекционную работу и свести к минимуму вышеуказанные трудности.
Работу по развитию данных функций необходимо проводить систематически, особенно с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Публикация «„Я учусь наблюдать и запоминать“ (советы логопеда по профилактике оптической дисграфии)» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Предлагаю Вашему вниманию практический материал. Подборка упражнений может использоваться как логопедами и дефектологами, так и воспитателями.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса);
- расширение объема и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА:
-назвать предметы по их контурам;
-назвать недорисованные предметы;
-назвать перечеркнутые предметы;
-выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
-определить, что неправильно нарисовал художник;
-распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры);
-подбор картинок к определенному цветовому фону.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ:
-"Чего не стало?" (5-6 картинок);
-дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8 - 10 картинок;
-запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5, а затем выбрать их среди других;
-игра "Что изменилось?";
-разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ:
-определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе;
-определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку;
-определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями ( например: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношени. к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева).
ЗАДАНИЯ НА УЗНАВАНИЕ БУКВ (БУКВЕННЫЙ ГНОЗИС) :
-найди букву среди ряда других букв;
-соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом;
-назвать буквы,перечеркнутые дополнительными линиями;
-определить буквы, расположенные неправильно;
-обвести контуры букв;
-добавить недостающий элемент;
-выделить буквы, наложенные друг на друга.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ФИГУР И БУКВ (перед детьми карточки с различными фигурами и задания к ним) :
-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
-срисовывание серии полукругов и линий;
-написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
-положить кружок, справа от него квадрат, справа от квадрата поставить точку;
-нарисовать по словесной инструкции: точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок;
-дорисовывание незаконченных контуров кругов и треугольников;
-дорисовывание симметричных изображений;
-составление разрезных на части картинок (на 2,3,4,5,6);
- "Открой окошко в домике" : макет домика с 4-мя окошками. Детям предлагается открыть правое верхнее окошко, нижнее левое, верхнее левое окошко, закрыть нижнее правое окошко;
-дополнение рисунка (нарисуй домик, справа и сверху от домика - солнышко, забор - слева от домика, внизу справа - озеро, справа от забора - цветы;
-конструирование фигур из палочек;
-анализ нелепых картинок.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТСЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ И БУКВ НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ИХ СИНТЕЗУ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОХОЖИМИ ГРАФИЧЕСКИМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ И БУКВАМИ.
Вот некоторые упражнения:
-найти букву, фигуру в ряду сходных (пред детьми ряды сходных печатных и рукописных букв, например: ЛА, ЛМ,ВР,ВЗ);
срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;
-сложит из палочек фигуры (по образцу, по памяти);
-показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных и т. д.
Кого заинтересовал материал, могу выслать по электронной почте подборку наложенных изображений по лексическим темам и т. п.
Спасибо за внимание!