Румия Айжанова
«Я поведу тебя в музей…» (из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию)
▼ Скачать + Заказать документы
В известном стихотворении Сергея Михалкова «В Музее
В. И. Ленина» завязка сюжета начинается со слов, которыми озаглавлена
наша статья. В музее и нас с вами как посетителей нас ожидает
много действий-приключений.
И потому, перефразируя слова В. Г. Белинского о театре,
хочется спросить вас, уважаемые родители: любите ли вы музей так, чтобы
зажечь этой любовью своего ребенка? Чтобы с ним и с вами случились в
этом поистине волшебном месте чудесные превращения?
Мы живем в таком городе, который называют музеем под открытым
Публикация «„Я поведу тебя в музей…“ (из опыта работы по художественно-эстетическому воспитанию)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
небом, где буквально каждый камень – история. Жители города с
гордостью и радостью называют себя петербуржцами. Отрадно слышать от
маленьких граждан города на Неве имя основателя Санкт- Петербурга,
названия достопримечательностей и памятных мест. Дети
старшего дошкольного возраста, гуляя с родителями по историческим
местам, улицам, паркам и скверам, носящим имена знаменитых граждан
города, расспрашивают, кто этот герой, какой подвиг он совершил. Таким
образом семья пробуждает в ребенке интерес к жизни страны, города,
воспитывает в маленьком петербуржце патриотические чувства. И в семье,
и в дошкольном учреждении, безусловно, звучат слова «культурная
столица», коей является наш город. Культурная столица не только город-
музей, но и город музеев (их в Санкт-Петербурге свыше 200). Возможно, вы
уже начали посещать музеи и можете поделиться своими впечатлениями.
Думается, наши советы и рекомендации не будут лишними ни тем
семьям, в которых только начинается приобщение ребенка к культурным
ценностям, ни тем семьям, где эта работа идет полным ходом.
С приглашения посетить музей «Гранд Макет Россия» (ул.
Цветочная, 16) мы начинаем наш экскурс по музеям Санкт-Петербурга.
Перед походом в музей родители могут в доступной форме рассказать
ребенку о нашей необъятной стране, где в одно и то же время в одном конце
может быть утро - поднимается солнце, начинается день, люди идут на
работу, а в другом конце страны солнце скрывается за горизонтом, наступает
ночь и люди готовятся ко сну. Жизнь людей на всей территории страны во
всем ее многообразии и предстоит увидеть на «Гранд Макете Россия»
Незабываемые впечатления получает каждый, кто посещает этот
музей - масштабную работу сотни специалистов, которые
воспроизвели в миниатюре жизнь всей России от Калининграда до
Камчатки. На макетном поле площадью почти 800 кв. м. объединены
собирательные образы городов и регионов России.
Рельеф макета состоит из морей, озер, рек, гор, холмов, полей, лесов.
На его площади раскинуты города и деревни, тоннели и мосты, порты и
аэродромы, вокзалы и подземные станции метро. Заводы и фабрики, шахты
и нефтяные вышки, стадионы и военные базы, действующие автомобильные
и железные дорогие - это не полный перечень рукотворных и интерактивных
чудес. Динамику и насыщенность макету придают сотни движущихся
составов и автомобилей, световые и звуковые эффекты, тысячи
миниатюрных фигурок, составляющих жанровые сценки. Также тут могут
происходить разные события: например, лесной пожар или лесоповал.
Некоторые ситуации посетители могут запустить с помощью специальных
кнопок. Удивительный эффект смены дня и ночи не оставляют
равнодушным ни одного посетителя.
Следующий наш шаг – Государственный Эрмитаж, один из
величайших музеев мира. Рекомендуем родителям самим посетить
музей с гидом, полуторачасовая обзорная экскурсия проходит как одно
мгновение. Дальнейшему изучению богатств музея помогают
квесты (игры- путешествия для родителей и детей, которые
размещены на сайте Эрмитажа («Найди собаку», «Парадные залы
Зимнего дворца», «Лестницы Эрмитажа» и др). Во время увлекательного
игрового маршрута вам предстоит самостоятельно познакомиться с залами и
коллекциями музея, ответить на вопросы квеста, отгадать загадки,
раскрыть секреты эрмитажных памятников. После такой подготовки вы
уверенно можете возглавить семейную экскурсию по Эрмитажу.
Казалось бы, как и что можно рассказывать детям о картинах Леонардо
да Винчи, импрессионистов, фламандцев, голландцев? Как сделать встречу
с картиной для ребенка увлекательной? Пробудить интерес к искусству?
Оказывается, к этому событию родителям стоит отнестись очень серьё зно:
выбрать ту картину, которая может заинтересовать ребенка, и, не засыпая
его ненужными фактами - датами, направлениями, течениями, именами -
рассказать историю, которая изображена на полотне. Каждая картина – это
обязательно какая-то история. А дети их очень любят. Если это античный
миф (например, «Танкред и Эрминия») Н. Пуссена, то можно рассказать
его ребенку доступным языком, иллюстрируя рассказ полотном мастера и
привлекая внимание к картине и героям вопросами:
- Как ты думаешь, почему, изображенная на картине
девушка Эрминия решила отсечь свои волосы?
-Тебе грустно или весело, когда ты вглядываешься в картину, героев
картины?
- Цвет неба на заднем плане обычный или тревожный? Что говорит об этом?
- Считаешь ли ты людей, изображенных на картине, героями? Почему ты
так решил?
- Давай придумаем финал этой истории.
Многие посетители Эрмитажа стремятся увидеть собрание итальянской
живописи, где особой популярностью пользуются «Мадонна Коненстабиле»
Рафаэля, «Св. Себастьян» Тициана, «Юноша с лютней» Караваджо и др.
С особым чувством любви и восторга посетители простаивают у
картин «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» кисти великого художника
эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. У каждой мамы, мы уверены, есть
истории, иллюстрирующие эти вечные полотна. Мама обязательно найдет
слова, которые проникнут в душу ребенка, согреют, успокоят, придадут ему
уверенность в себе, веру, что он нужен, важен, любим. Об этом и о многом
другом картины великого Леонардо.
Притягивает и завораживает картина Анри Матисса «Танец».
Рассматривая картину вместе с ребенком и беседуя с ним, можно
поинтересоваться, какое настроение вызывает у него этот танец.
Возможен вопрос ребенка, почему танцующие без одежды. Думается,
объяснение, что художники считают человеческое тело красивым, сильным,
достойным того, чтобы им любовались, будет убедительным. К тому же они
рисуют не всегда то, что видят на самом деле, а то, что считают
идеальным, или чем-то особенным. Танцуют же люди, когда у них хорошее
настроение. Разве, смотря на них, у тебя не появляется желание также
стремительно и красиво закружиться в танце? (Картину Матисса родителям
можно смотреть и обсуждать и без присутствия ребенка, важно
впечатление, оказанное и на родителей).
Если же это пейзаж Клода Моне, за историей можно отправиться в
путешествие во французскую деревушку, где свет на картинах так чудесно
изменяет цвет и контуры предметов, придавая им воздушность, объем, и
вызывает чувство тихого умиления от узнавания повседневных мелочей,
от передачи непосредственных впечатлений («Стог сена в Живерни»).
Можно обратить внимание детей на то, что предметы на картине нарисованы
маленькими точечными мазками разных оттенков, очень нежных,
высветленных, создающих впечатление туманной дымки (в технике
пуантилизма).
Все родители, и особенно мамы, знают, что ребенок лучше всего
учится во время игры. А искусство - невероятно богатая почва для сочинения
детских забав. Прививая детям любовь к картинам и показывая, что они
совсем не скучные, мы помогаем прикоснуться к прекрасному, вечному, а
это – навсегда…
Мы только в начале увлекательного пути к прекрасному. Впереди
захватывающие встречи с мастерами живописи, архитектуры, скульптуры,
науки и техники, музыки и балета, поэзии и драматургии, представителями
различных профессий. Сознавая свою причастность Великому городу, его
музеям и паркам, дворцам и каналам, театрам и проспектам, верфям и
кораблям, храмам, большим и малым, памятникам героям-ленинградцам и,
самое главное, нашим соотечественникам, сохраняющим и приумножающим
великое наследие великого народа, мы с вами будем стараться воспитывать
в подрастающем поколении юных петербуржцев высокие чувства
любви к своей стране, городу, гордости за ее трудное и замечательное
прошлое, уверенное настоящее и прекрасное будущее.
В заключение хочется выразить уверенность, что предложение
взрослого: «Мы всей семьей идем в музей» будет вызывать радостный
отклик в душе вашего ребенка, а со временем станет традиционно
любимым воскресным мероприятием всей вашей семьи.