Марина Стеклова
Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «Пришла коляда — отворяй ворота»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Ознакомление детей с традициями и обычаями рождественских колядок.
Задачи:
Дать знания о происхождении праздника, его традициях, обычаях.
Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
Воспитывать средствами народного искусства творчески активную личность, способную творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
Создать атмосферу радости, приобщения к традиционному народному празднику.
Повысить познавательный интерес к родной истории.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников „Пришла коляда — отворяй ворота“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
Расширить знания родителей о традициях колядования.
Ожидаемый результат:
1. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила;
2. Дети имеют представление о традициях и обычаях Рождественских колядок;
3. Дети имеют представление о народных праздниках и традициях России.
Участники проекта:
Музыкальный руководитель: Стеклова Марина Николаевна.
Инструктор по физической культуре: Кательницкая Эльвира Николаевна.
Воспитатели старших и подготовительных групп.
Дети старшего дошкольного возраста.
Родители воспитанников.
Тип проекта:
Информационно – творческий
Актуальность проекта:
Современные дети мало знают о традициях русского народа, о праздновании Рождества Христова и Святок, о том, что такое Рождественские колядки. Так же как и в стародавние времена, наши дети должны быть участниками традиционных православных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Проблема:
В детском саду знакомство детей с народной культурой и народными праздниками носит фрагментарный характер. Что такое рождественские колядки? Как в старину колядовали наши предки? Проект направлен на поиск ответов на эти вопросы, на реализацию совместных творческих замыслов детей и родителей, на объединение совместных усилий и повышение компетентности родительской аудитории учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Этапы реализации проекта:
• 1 этап – Организационно - подготовительный
• 2 этап – Основной
• 3 этап – Заключительный
Подготовительный этап (10,11.01)
1. Определение темы проекта.
2. Консультация с воспитателями группы.
3. Разработать план мероприятия.
4. Подбор стихов, колядок, игр.
5. Работа с родителями.
(Консультация для родителей. Привлечение их к изготовлению костюмов, атрибутов)
Основной этап (12-18.01)
1. Беседа с детьми на тему «Пришла коляда - отворяй ворота». Рассматривание иллюстраций «Празднование Рождества».
2. Прослушивание русских народных песен, потешек.
3. Разучивание колядок, стихов и игр.
4. Чтение художественной литературы «Деревенские Колядки», И. Рутенин «Рождественская елочка».
5. Разучивание народных игр.
6. Беседа с родителями о подготовке костюмов к колядованию.
Заключительный этап (18.01)
1. Развлечение «Настали Святки! То – то радость!». Дети в различных костюмах ходят по старшим группам и рассказывают детям о традиции колядования, читают стихи, поют колядки и играют с ними в игры. И, конечно, обмениваются сладостями.
2. Подведение итогов, оформление материалов по проекту (фотоотчет)
Колядка
1. Ой пала пала порошка, намело снежку немножко
Припев: Виноградье, красно-зеленое
2. Как по этой по порошке колядовщички идут.
Припев:
3. Мы пришли прославлять, хозяев величать.
Припев:
4. Хозяюшке свет (женское имя) счастья, здоровья
Припев:
5. Ее детушкам, ясным звездочкам здоровья, хорошей учебы
Припев:
6. Наделите, не томите колядовщичков.
Припев:
7. Кто нас будет дарить -того будем благодарить
Припев:
8. Ккто не будет нас дарить – того будем в темный лес уводить.
Припев:
Слова – пожелания: Наделил бы вас господь и житьем и бытьем и богатством.
Настали святки! То-то радость!
(зимние святочные посиделки)
Ведущая вместе с детьми подготовительных групп заходят в зал.
Наступило Рождество, долго ждали мы его.
Святки празднует народ, веселится и поет.
А в избе полно гостей.
Здесь и красные – девицы, добры молодцы кругом
И хозяйка за столом.
Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться
Песни русские попеть.
Погадать, судьбу узнать, красных девок попугать.
Ребята, а вы знаете, что дни от Рождества Христова до Крещения называются – Святки. На Святках люди стремились задобрить природу, ведь в прошлом люди преклонялись перед силами природы. Думали, что могут выпросить у нее хороший урожай. А раз хороший урожай, значит в доме счастье и достаток. Люди полагали, что если эти дни встретить сытым, то и весь год будешь сыт. Поэтому на Святки всегда много готовили вкусной еды. Так же в эти дни обязательно гадали, так как считали, что можно предугадать свою судьбу.
Вот послушайте одно из гаданий:
«Девушки наливают воду на блюдце и пускают туда две тонкие иголки. Если они сходятся, то гадающая выйдет за милого замуж»
А сейчас давайте все вместе погадаем. Проводится игра: «Гадание»
Все дети «про себя» загадывают желание. Встают друг за другом. Воспитатели натягивают ленту. Дети поочереди проползают под натянутой лентой. Если ленту не заденешь головой или спиной – значит желание сбудется.
Заходят колядовщики. (Музыкальный руководитель в костюме Бабы-яги, инструктор по физической культуре в костюме черта)
Поют колядку и играют на трещетке.
Колядка: «Ой пала, пала порошка»
Баба –Яга предлагает детям сыграть в игру «Дударь»
Черт встает в центр хоровода, остальные вокруг него. Идут по кругу и поют:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище.
Его во колоду, его во сырую.
Дети хором спрашивают: Дударь, Дударь, что болит?
Дударь (Черт) отвечает: Колено болит.
(хватается за больное колено и дети повторяют за ним. Все идут по кругу держась за больное колено и говорят слова: Дударь…
Потом хватаются за спину
За пятки.
И последнее, что говорит Дударь: Все болит - и начинает ловить детей.
Ведущая: А еще давайте погадаем девочкам на жениха. Выбираются три мальчика. Одному одевается меховая шапка (богатый жених, следующему одевается вязанная шапка (среднего достатка жених, а у последнего вообще нет шапки (совсем бедный). Девочки встают друг за другом. Им поочереди завязывают глаза и с завязанными глазами она идет вперед с вытянутыми руками, пока не дотронется до жениха. И трогает руками голову у мальчика узнавая какая на нем шапка. Мальчики в шапках переодически меняются местами.
Игра «Редечка» (старинная псковская игра)
Первый мальчик садится на стул (кто покрепче). Остальные садятся на колени друг другу. Получается паровоз из сидящих. Один мальчик встает напротив «паровоза» и говорит:
1 мальчик: Стук, бряк, у ворот
Все мальчики хором: Кого черт приволок?
1 мальчик: Наш барин с печки упал, таракана задавил, редечки захотел!
Все мальчики хором: Тащи, только с корнем!
Мальчики сидящие друг у друга на коленях держат переднего соседа за талию, а 1 мальчик подходит, берет крайнего за две руки и старается оторвать сколько может мальчиков в свою команду. Кто оторвался – уходит к первому мальчику. Постепенно эта команда становится все больше. Игра идет до тех пор пока не перетащят всех мальчиков.
Игра «Растяпа»
Под народную музыку ребята встают в круг и идут по кругу приплясывая. (количество детей должно быть нечетным)
Музыка обрывается все хватают друг друга (делают пару). Кто остался без пары выходит в центр круга. Ему назначают выполнить любое задание.
После игры звучит Колядка, пришло время откупаться от нечистой силы.
После завершения развлечения дети подготовительных групп ходят по саду и веселят детей старших групп.