наталья колесникова
Изучение компетенций родителей в сфере образования детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Изучение компетенций родителей в сфере образования детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Аннотация. В статье исследуется роль семьи в образовании ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что только активное взаимодействие всех членов образовательного процесса способно реализовать все идеи инклюзивного образования. Материалы статьи могут быть полезными для студентов высших учебных заведений и педагогов при изучении инклюзивного образования, а также для родителей дошкольников с ОВЗ.
Публикация «Изучение компетенций родителей в сфере образования детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья, дошкольники, родители, семейное воспитание, детско-родительские отношения, инклюзии.
Одной из существенных характеристик происходящих изменений в образовательном пространстве является позиция родителей как субъектов инклюзивного образовательного процесса. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребенка – важная задача специалистов образовательных учреждений.
В основе взаимодействия образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Главный момент в контексте «семья – образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Необходимо соблюдать следующие условия для успешного включения семьи в образовательный процесс ребенка :
1. Социально правовые условия. Работа должна быть построена со строгим соблюдением законов РФ, нормативных актов, с учетом прав и обязанностей сторон.
2. Информационно-коммуникативные условия. Все родители должны иметь доступ к программам, которые реализует образовательное учреждение. Педагогический коллектив должен находиться в тесном взаимодействии и осведомлять родителя о трудностях и проблемах в образовательном процессе конкретного ребенка.
3. Перспективно-целевые условия. Для достижения результатов необходим четкий план действий как со стороны образовательной организации, так и со стороны семьи, реализация данных условий возможна только при взаимодействии сторон.
4. Потребностно-стимулирующие условия. Родителям необходимо воспитывать в себе позицию «ответственного родительства», это возможно через приобщение семьи к педагогическому процессу, просвещение родителей, объединение усилий педагогов и семьи.
Просвещение родителей активно реализуется через создание стендов, почтовых ящиков, разработку буклетов. Участие родителей в собраниях и обсуждение проблемных вопросов становится неотъемлемой частью взаимодействия в системе «семья – образовательное учреждение». Также просвещение родителей можно организовать через индивидуальное и групповое консультирование, круглые столы, семинары и др. Работа с родителями детей с ОВЗ имеет одну из важных задач – повышение их педагогической компетентности. Это происходит через обучение навыкам взаимодействия с ребенком, определение его потребностей и способностей. Немаловажным является возможность поделиться и перенять опыт других семей в этом вопросе, что возможно при групповой работе с родителями. Благодаря реализации всех выше перечисленных условий родители смогут более уверенно нести ответственность за воспитание и обучение своего ребенка.
В нашем исследовании приняло участие 12 женщин и 3 мужчин, воспитывающие детей с ОВЗ. По результатам проведенных тестов мы пришли к выводу, что в большей степени родители достаточно осведомлены о процессе образования детей с ОВЗ, однако существуют вопросы, в которых они еще недостаточно компетентны. Поскольку в настоящее время идет активное развитие всех отраслей образования, образование детей с ОВЗ не стало исключением и претерпело ряд значительных изменений. По результатам опросника ГРОД наиболее проблемной стороной стала социально-юридическая готовность родителей. Родители хотели бы знать больше о нормативно-правовом регулировании образования своего ребенка, получать больше информации об организациях, которые могут оказать им помощь в различных сферах. Наибольшее затруднение в аспекте социально-юридической готовности у родителей вызывает знание законов, в том числе и закона об образовании, только 13% испытуемых оценивают свои знания на достаточном уровне, остальные же 87% – ниже среднего.
Родители в состоянии справиться с обеспечением досуга и обучением ребенка правилам поведения, но трудности у них вызывает невозможность определить наличие психологических проблем у своего ребенка. Многие родители сталкиваются с тем, что не до конца знают специфику образовательных программ и педагогических систем, которые могли бы подойти его ребенку.
Акцентируя внимания на проблемных вопросах, мы предполагаем, что возможно повысить компетентность родителей, приняв ряд мер, а именно:
1. Проведение родительских собраний.
2. Организация круглых столов с целью обмена опытом.
3 Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
4. Создание стендов и буклетов.
Список литературы
1. Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. д. п. н., проф. А. С. Роботова, к. п. н. И. А. Хоменко, к. п. н., доц. И. Г. Шапочникова. М. : Сентябрь, 2001. 176 с.
2. Хоменко И. А. Проблемы педагогической диагностики семьи в современном образовании // Образование и семья : проблемы диагностики : материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2007 г., Санкт-Петербург / под общей ред. И. А. Хоменко. СПб. : Издательство «Борей АРТ», 2007. С. 5-15.