МААМ-картинки

Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ

Ольга Андреевна Павлова
Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особенно с проблемами нервно-психического характера).

Начав работать в коррекционно-развивающей группе, я обратила внимание, что дети часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать.

Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы, я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия.

Публикация «Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте.

Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребенка (Л. С. Выготский, В. Штерн, С. Л. Рубенштейн).

Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. А развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания.

Поэтому наши занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоциональной сферы детей с помощью эффективного метода арт-терапии – изотерапия с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Все это очень близко детям и способствует самовыражению: помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности, появляется интерес к совместной деятельности, к эмоциональной отзывчивости. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости.

Задачи работы с детьми :

-образовательные: Познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально-личностном и познавательном развитиии.

-развивающие: Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать невербальные средства общения.

-воспитательные: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца. Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок и снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Только наметки, игра, можно не нести ответственность за результат, т. к. результата и нет.

Также во время рисования на мольберте я использую различные нетрадиционные техники.

1- «Пальчиковая живопись» (рисование пальцами, ладошками)

При рисовании движения могут быть как размашистыми и крупными, так и точечными, отрывистыми. В связи с особыми тактильными ощущениями рисование сопровождается эмоциональным откликом. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать кистью и пальцами (другими материалами, т. к. она не впитывается в материал поверхности.

2- «Рисование ладошками», «Марание»

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать».

Для этого вида рисования характерны: отсутствие сюжета, сочетание отвлеченных форм и цветовых пятен.

Способ рисования схож с первой техникой: случайные мазки, штрихи, размазывание, разбрызгивание краски, смешивание цветов.

3-Монотипия

На поверхности делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он менее четкий по сравнению с оригиналом, более расплывчат.

Можно рисовать на гладком целлофане и переносить изображение на стекло.

4-Рисование предметами окружающего пространства (мятой бумагой, разными игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, ластиками)

Использование «бросового» материала помогает выйти за рамки стандартного рисования.

5-Штампы и печати.

Рисунок создается с помощью штампов, отпечатков предметов.

Печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.

6- Рисование кистью, как мазками, так и размашистыми линиями.

Ребенок может рисовать как на свободную, так и на заданную тему. В конце рисования работа ребенка обыгрывается.

7-Точечный рисунок (рисование ватными палочками, маркером)

С помощью точек можно нарисовать как простые рисунки (зернышки для птички, корм для рыбки, так и сложные рисунки (предметные и сюжетные).

8-Штриховка, каракули

Это хаотичное или ритмичное нанесение линий на поверхность. Линии могут быть как небрежными, неумелыми, так и точными, выверенными. Из отдельных каракулей можно сложить образ, либо сочетание останется в абстрактной форме.

9-Рисунок с элементами аппликации

Наклеиваются детали из бумаги, затем дорисовываются детали для завершения образа (неваляшка, снеговик). Поверхность закрашивается красками, а сверху наклеиваются детали из бумаги (снежинки на небе, цветы на поляне).

10- Рисунок – аппликация

Ребенок выполняет аппликацию на прозрачной поверхности мольберта.

11-Совместное рисование

С помощью этого вида рисования ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Все это позволяет поддерживать интерес к рисованию.

Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» :

-Творчество должно быть выбрано так, чтобы нести для ребенка радость. Нельзя принуждать дошкольника.

- У взрослого должно быть хорошее настроение, когда он предлагает вместе порисовать.

- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Обыгрываем сюжет будущего рисунка, используя игрушки.

- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.

- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.

- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.

- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

- Необходимо вовремя закончить работу, чтобы ребенку не надоело.

- Стараться поддерживать любое стремление к творчеству ребенка.

- Стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

Т. о. При работе с использованием прозрачного мольберта отмечается :

- положительная динамика в развитии детей;

-у детей расширяются знания о нетрадиционных методах рисования;

-преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях.

-внимание детей становится более устойчивым, повышается самоконтроль.

-наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи.

-развиваются моторные способности детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции.

В своей работе я использовала список литературы.

Литература:

1. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. — М. : Генезис, 2008. — 32 с: ил. — (Учение без мучения).

2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб: Детство-Пресс,2011. 208 с.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь; 2006.

4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в ДОУ: мл. возр. – М., 2007.

6. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога. М. : Владос, 2007. 176 с.

7. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М. : Теревинф, 2015. 224 с.

Я считаю, что прозрачный мольберт – это прекрасное подспорье в работе с детьми с ОВЗ.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе творческой мастерской с детьми старшей группы «Осьминоги» с использованием каштанов и пластилинаФотоотчет о работе творческой мастерской с детьми старшей группы «Осьминоги» с использованием каштанов и пластилина .

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет)Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет) В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной,.

Коллективная работа «Зимняя мозаика» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьмиКоллективная работа «Зимняя мозаика» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми Коллективная работа «Зимняя мозаика». Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми В работе по изобразительной.

Конспект НОД «Путешествие прозрачного квадрата по сказке» в средней группе Цель: способствовать формированию у детей социальных чувств: благодарности, ответственности. Задачи: • Вызвать интерес к конструированию.

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия». Рисование манной крупойМастер-класс для педагогов «Изотерапия». Рисование манной крупой Мастер-класс на тему: «Изотерапия» Автор: Кондрашова Ирина Сергеевна Продолжительность: 20 минут Цель мастер-класса: повысить профессиональное.

Мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования для коллажа «Осенняя фантазия» в работе с детьми с ОВЗ Развитие творческих способностей детей с ОВЗ, довольно не простой, но очень интересный процесс. Необходимо подобрать те методы и приемы.

Творческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьмиТворческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьми Цель: Научить детей через практическую деятельность находить полезное применение бросовому мусору. Задачи: Способствовать познанию свойств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 21 мая 2023 в 12:31
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреевна Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД