Ольга Андреевна Павлова
Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (особенно с проблемами нервно-психического характера).
Начав работать в коррекционно-развивающей группе, я обратила внимание, что дети часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать.
Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы, я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия.
Публикация «Изотерапия с использованием прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте.
Многие психологи, изучавшие психическое развитие, отмечали высокое значение воображения и фантазии в жизни ребенка (Л. С. Выготский, В. Штерн, С. Л. Рубенштейн).
Многие педагоги современности ищут инновационные технологии развития познавательных процессов. А развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя известно, что эмоции воздействуют на все компоненты познания.
Поэтому наши занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоциональной сферы детей с помощью эффективного метода арт-терапии – изотерапия с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Все это очень близко детям и способствует самовыражению: помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности, появляется интерес к совместной деятельности, к эмоциональной отзывчивости. В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости.
Задачи работы с детьми :
-образовательные: Познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально-личностном и познавательном развитиии.
-развивающие: Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать невербальные средства общения.
-воспитательные: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца. Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.
Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок и снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Только наметки, игра, можно не нести ответственность за результат, т. к. результата и нет.
Также во время рисования на мольберте я использую различные нетрадиционные техники.
1- «Пальчиковая живопись» (рисование пальцами, ладошками)
При рисовании движения могут быть как размашистыми и крупными, так и точечными, отрывистыми. В связи с особыми тактильными ощущениями рисование сопровождается эмоциональным откликом. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать кистью и пальцами (другими материалами, т. к. она не впитывается в материал поверхности.
2- «Рисование ладошками», «Марание»
В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать».
Для этого вида рисования характерны: отсутствие сюжета, сочетание отвлеченных форм и цветовых пятен.
Способ рисования схож с первой техникой: случайные мазки, штрихи, размазывание, разбрызгивание краски, смешивание цветов.
3-Монотипия
На поверхности делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он менее четкий по сравнению с оригиналом, более расплывчат.
Можно рисовать на гладком целлофане и переносить изображение на стекло.
4-Рисование предметами окружающего пространства (мятой бумагой, разными игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, ластиками)
Использование «бросового» материала помогает выйти за рамки стандартного рисования.
5-Штампы и печати.
Рисунок создается с помощью штампов, отпечатков предметов.
Печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
6- Рисование кистью, как мазками, так и размашистыми линиями.
Ребенок может рисовать как на свободную, так и на заданную тему. В конце рисования работа ребенка обыгрывается.
7-Точечный рисунок (рисование ватными палочками, маркером)
С помощью точек можно нарисовать как простые рисунки (зернышки для птички, корм для рыбки, так и сложные рисунки (предметные и сюжетные).
8-Штриховка, каракули
Это хаотичное или ритмичное нанесение линий на поверхность. Линии могут быть как небрежными, неумелыми, так и точными, выверенными. Из отдельных каракулей можно сложить образ, либо сочетание останется в абстрактной форме.
9-Рисунок с элементами аппликации
Наклеиваются детали из бумаги, затем дорисовываются детали для завершения образа (неваляшка, снеговик). Поверхность закрашивается красками, а сверху наклеиваются детали из бумаги (снежинки на небе, цветы на поляне).
10- Рисунок – аппликация
Ребенок выполняет аппликацию на прозрачной поверхности мольберта.
11-Совместное рисование
С помощью этого вида рисования ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Все это позволяет поддерживать интерес к рисованию.
Рекомендации при использовании «Прозрачного мольберта» :
-Творчество должно быть выбрано так, чтобы нести для ребенка радость. Нельзя принуждать дошкольника.
- У взрослого должно быть хорошее настроение, когда он предлагает вместе порисовать.
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Обыгрываем сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.
- Необходимо вовремя закончить работу, чтобы ребенку не надоело.
- Стараться поддерживать любое стремление к творчеству ребенка.
- Стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
Т. о. При работе с использованием прозрачного мольберта отмечается :
- положительная динамика в развитии детей;
-у детей расширяются знания о нетрадиционных методах рисования;
-преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях.
-внимание детей становится более устойчивым, повышается самоконтроль.
-наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи.
-развиваются моторные способности детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции.
В своей работе я использовала список литературы.
Литература:
1. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. — М. : Генезис, 2008. — 32 с: ил. — (Учение без мучения).
2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб: Детство-Пресс,2011. 208 с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь; 2006.
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в ДОУ: мл. возр. – М., 2007.
6. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога. М. : Владос, 2007. 176 с.
7. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М. : Теревинф, 2015. 224 с.
Я считаю, что прозрачный мольберт – это прекрасное подспорье в работе с детьми с ОВЗ.
Спасибо за внимание!