ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА
Опыт работы «Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение здоровьесберегающим технологиям. Реализуется на практике система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью проводимой работы является сохранение и укрепление здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, обучение дошкольников использованию полученных знаний в повседневной жизни. Личность ребенка является центральной фигурой образовательного процесса в ДОУ.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Рассматривая здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней, мы стараемся создать условия комфортного самочувствия ребенка в детском саду, удовлетворить потребности детей в признании и общении, познании и проявлении активности, движении и самостоятельности. Подтверждено исследованиями, что благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей улучшается память, внимание, мышление; повышается способность к произвольному контролю; улучается общее эмоциональное состояние; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируется двигательная функция; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.
Опыт работы в группе детей с речевыми нарушениями показал, что задержка речевого развития негативно влияет не только на общее развитие, но и эмоционально - волевую сферу: дети малоактивны, испытывают излишнюю робость, смущение при обращении к ним, тревожность, проявляют нерешительность в новых обстоятельствах, заторможенность при принятии решений. Наблюдается сниженный уровень работоспособности на занятиях, гиперактивность, а некоторые склонны к проявлению агрессивных реакций по отношению к окружающим.
С целью педагогической поддержки и помощи детям в преодолении недостатков необходимо было понять причины детского поведения и найти ключик к каждому ребенку. Применяя в своей работе индивидуальный подход к детям, обращаясь к внутреннему миру ребенка, я старалась выявить интересы и увлечения каждого, использовать эмоциональную включенность в совместную деятельность для снятия барьеров в общении, раскрепощения, коррекции поведенческих реакций. Важно вовремя помочь ребенку адекватно понять окружающий его мир взрослых и умело поддержать хрупкое, еще не окрепшее желание высказаться, нарастающее стремление к общению. Поэтому выбор изотерапии как метода здоровьесбережения дошкольников в моей работе был не случаен. Ведь детство – важнейший период в жизни человека, когда формируются личностные характеристики, фундамент мировоззрения, отношение к себе и окружающим людям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность, и шаг за шагом познавая мир, ребенок отражает его в своей игре и рисунке. Изобразительное творчество позволяет создать благоприятные условия для развития положительных эмоций, дает наиболее яркую возможность для самовыражения детей, возможность обратиться к невысказанным детским фантазиям и желаниям. В процессе выполнения работы через самовыражение происходит улучшение психоэмоционального состояния: ребенок становится уверенным творцом. Сам процесс таких изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные, повышается самооценка, изменяются взаимоотношения с окружающими. Проводимые мною занятия лишены принуждения и воспринимаются детьми, как игра, интересное времяпрепровождение в детском саду. Я считаю, что преимущество изотерапии состоит в том, что исходя из потребностей ребенка, всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее ему интересна.
Проблема влияния изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается разными специалистами, о положительном влиянии изобразительного творчества писали отечественные и зарубежные ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоуфельд, У. Ламберт и др.) Проанализирован положительный эффект, основанный на использовании творческого потенциала для мобилизации естественных способов гармонизации личности.
Цели и задачи, реализуемые мною посредством использования изотерапии в работе с дошкольниками.
Цель: помощь ребенку в осознании себя, формировании высокого жизненного тонуса и выстраивание гармоничных отношений с миром.
Задачи:
• Создание положительного эмоционального настроя.
• Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция поведенческих реакций.
• Развитие чувства внутреннего контроля.
• Развитие речевой и познавательной активности посредством свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, изобразительно – выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.
• Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, обогащение индивидуального художественно – эстетического опыта.
• Развитие активности, самостоятельности, инициативы детей в придумывании содержания и способов изображения.
• Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.
• Содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я» - концепции, мировоззрения.
• Создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка, повышения адаптационных способностей к повседневной жизни.
Для достижения поставленных задач в ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие реализовать следующие принципы: во – первых превалирующим является принцип простоты и доступности в подборе техник и приемов создания изображений : каждый ребенок видит мир по – своему и эффективно осваивает те способы, которые ему ближе и понятнее, во – вторых интересными и привлекательными должен быть и процесс создания изображения, и результат, в – третьих наряду с традиционными изобразительными техниками и способами используются нетрадиционные: пуантилизм или пальчиковая живопись, создание изображения на основе силуэта руки, рисование трафаретом с помощью поролона, набрызгом, выдувание, монотипия, рисование смятой бумагой, кляксография, использование природного материала, рисование солью, пластилинография и другие.
Детям нравятся сюрпризы, а использование нетрадиционных техник вызывает у дошкольников не только желание выражать свои мысли и чувства на обычном листе бумаги, но и поддерживает интерес к творчеству. Рисование – процесс созидательный, ребенок полностью погружается в творческий процесс. В символической форме в рисунке отражены детские переживания, трудности, что обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной ситуацией. Творчество обеспечивает контакт с миром фантазий и позволяет определить внутреннюю реальность.
Погружаясь в процесс рисования, дети рассказывают об изображаемом, охотно сочиняют целые истории и главное здесь не останавливать говорящих детей, так как, речевая деятельность и художественное творчество взаимостимулируют друг друга. Взаимодействие с детьми во время изотерапии я выстраиваю на взаимном уважении и понимании. Благодаря свободному экспериментированию на бумаге рождаются оригинальные сюжеты: причудливые отпечатки ладошек, окрашенные в разные цвета гуаши, вызывают восторг. «Ура! Получилось! Как в сказке». Это звучат детские надежды на чудо и сокровенные мечты. Образы, увиденные в оттисках, дорисовываются кистью. Дети с удовольствием экспериментируют крупными и мелкими мазками. Гармоничные цветовые композиции, составленные дошкольниками, вызывают положительные эмоции. Реализуется огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. Изотерапевтические техники и приемы используюся как в индивидуальной, так и в групповой работе с дошкольниками Созданная на занятии ситуация успеха для каждого ребенка, положительно влияет на динамику речевого развития, а атмосфера непринужденности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей. Результаты педагогических наблюдений, проводимых в начале и в конце учебного года, свидетельствуют об эффективности применения изотерапии с детьми дошкольного возраста :
• у детей создан положительный эмоциональный настрой;
• улучшилось качество коммуникации со сверстниками;
• повысилась уверенность в собственных силах, самооценка, снизилась тревожность;
• сформирована способность к саморегуляции, усидчивость;
• улучшилась координация, согласованность движений пальцев рук, мелкая моторика;
• снизился уровень агрессивных реакций;
• повысилось творческое самовыражение каждого ребенка.
Благодаря применению изотерапевтических техник в течение учебного года произошла коррекция эмоционально – волевой сферы детей. Занятия изобразительной деятельностью позволяют открыть в ребенке творческие начала. Процесс творческой деятельности оказался важным элементом развития ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий способствует повышению результативности образовательного процесса в ДОУ.
Литература:
1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». М. : «ТЦ Сфера», 2006.
2. Кожохина, С. В. «Растем и развиваемся с помощью искусства» – СПб. : Речь, 2006.
3. Короткова Л. Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь, 2001.
4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». ООО ИД «Цветной мир», 2011.
5. Соломенникова О. А. «Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие» ООО «Издательство «Айрис - пресс», 2006.