Папки-передвижки

Опыт работы «Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения»

ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА
Опыт работы «Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения»

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение здоровьесберегающим технологиям. Реализуется на практике система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью проводимой работы является сохранение и укрепление здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, обучение дошкольников использованию полученных знаний в повседневной жизни. Личность ребенка является центральной фигурой образовательного процесса в ДОУ.

Публикация «Опыт работы „Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения“» размещена в разделах

Рассматривая здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней, мы стараемся создать условия комфортного самочувствия ребенка в детском саду, удовлетворить потребности детей в признании и общении, познании и проявлении активности, движении и самостоятельности. Подтверждено исследованиями, что благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей улучшается память, внимание, мышление; повышается способность к произвольному контролю; улучается общее эмоциональное состояние; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируется двигательная функция; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

Опыт работы в группе детей с речевыми нарушениями показал, что задержка речевого развития негативно влияет не только на общее развитие, но и эмоционально - волевую сферу: дети малоактивны, испытывают излишнюю робость, смущение при обращении к ним, тревожность, проявляют нерешительность в новых обстоятельствах, заторможенность при принятии решений. Наблюдается сниженный уровень работоспособности на занятиях, гиперактивность, а некоторые склонны к проявлению агрессивных реакций по отношению к окружающим.

С целью педагогической поддержки и помощи детям в преодолении недостатков необходимо было понять причины детского поведения и найти ключик к каждому ребенку. Применяя в своей работе индивидуальный подход к детям, обращаясь к внутреннему миру ребенка, я старалась выявить интересы и увлечения каждого, использовать эмоциональную включенность в совместную деятельность для снятия барьеров в общении, раскрепощения, коррекции поведенческих реакций. Важно вовремя помочь ребенку адекватно понять окружающий его мир взрослых и умело поддержать хрупкое, еще не окрепшее желание высказаться, нарастающее стремление к общению. Поэтому выбор изотерапии как метода здоровьесбережения дошкольников в моей работе был не случаен. Ведь детство – важнейший период в жизни человека, когда формируются личностные характеристики, фундамент мировоззрения, отношение к себе и окружающим людям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность, и шаг за шагом познавая мир, ребенок отражает его в своей игре и рисунке. Изобразительное творчество позволяет создать благоприятные условия для развития положительных эмоций, дает наиболее яркую возможность для самовыражения детей, возможность обратиться к невысказанным детским фантазиям и желаниям. В процессе выполнения работы через самовыражение происходит улучшение психоэмоционального состояния: ребенок становится уверенным творцом. Сам процесс таких изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные, повышается самооценка, изменяются взаимоотношения с окружающими. Проводимые мною занятия лишены принуждения и воспринимаются детьми, как игра, интересное времяпрепровождение в детском саду. Я считаю, что преимущество изотерапии состоит в том, что исходя из потребностей ребенка, всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее ему интересна.

Проблема влияния изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается разными специалистами, о положительном влиянии изобразительного творчества писали отечественные и зарубежные ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоуфельд, У. Ламберт и др.) Проанализирован положительный эффект, основанный на использовании творческого потенциала для мобилизации естественных способов гармонизации личности.

Цели и задачи, реализуемые мною посредством использования изотерапии в работе с дошкольниками.

Цель: помощь ребенку в осознании себя, формировании высокого жизненного тонуса и выстраивание гармоничных отношений с миром.

Задачи:

• Создание положительного эмоционального настроя.

• Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция поведенческих реакций.

• Развитие чувства внутреннего контроля.

• Развитие речевой и познавательной активности посредством свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, изобразительно – выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.

• Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, обогащение индивидуального художественно – эстетического опыта.

• Развитие активности, самостоятельности, инициативы детей в придумывании содержания и способов изображения.

• Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.

• Содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и «Я» - концепции, мировоззрения.

• Создание оптимальных условий для развития целостной личности ребенка, повышения адаптационных способностей к повседневной жизни.

Для достижения поставленных задач в ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие реализовать следующие принципы: во – первых превалирующим является принцип простоты и доступности в подборе техник и приемов создания изображений : каждый ребенок видит мир по – своему и эффективно осваивает те способы, которые ему ближе и понятнее, во – вторых интересными и привлекательными должен быть и процесс создания изображения, и результат, в – третьих наряду с традиционными изобразительными техниками и способами используются нетрадиционные: пуантилизм или пальчиковая живопись, создание изображения на основе силуэта руки, рисование трафаретом с помощью поролона, набрызгом, выдувание, монотипия, рисование смятой бумагой, кляксография, использование природного материала, рисование солью, пластилинография и другие.

Детям нравятся сюрпризы, а использование нетрадиционных техник вызывает у дошкольников не только желание выражать свои мысли и чувства на обычном листе бумаги, но и поддерживает интерес к творчеству. Рисование – процесс созидательный, ребенок полностью погружается в творческий процесс. В символической форме в рисунке отражены детские переживания, трудности, что обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной ситуацией. Творчество обеспечивает контакт с миром фантазий и позволяет определить внутреннюю реальность.

Погружаясь в процесс рисования, дети рассказывают об изображаемом, охотно сочиняют целые истории и главное здесь не останавливать говорящих детей, так как, речевая деятельность и художественное творчество взаимостимулируют друг друга. Взаимодействие с детьми во время изотерапии я выстраиваю на взаимном уважении и понимании. Благодаря свободному экспериментированию на бумаге рождаются оригинальные сюжеты: причудливые отпечатки ладошек, окрашенные в разные цвета гуаши, вызывают восторг. «Ура! Получилось! Как в сказке». Это звучат детские надежды на чудо и сокровенные мечты. Образы, увиденные в оттисках, дорисовываются кистью. Дети с удовольствием экспериментируют крупными и мелкими мазками. Гармоничные цветовые композиции, составленные дошкольниками, вызывают положительные эмоции. Реализуется огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. Изотерапевтические техники и приемы используюся как в индивидуальной, так и в групповой работе с дошкольниками Созданная на занятии ситуация успеха для каждого ребенка, положительно влияет на динамику речевого развития, а атмосфера непринужденности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей. Результаты педагогических наблюдений, проводимых в начале и в конце учебного года, свидетельствуют об эффективности применения изотерапии с детьми дошкольного возраста :

• у детей создан положительный эмоциональный настрой;

• улучшилось качество коммуникации со сверстниками;

• повысилась уверенность в собственных силах, самооценка, снизилась тревожность;

• сформирована способность к саморегуляции, усидчивость;

• улучшилась координация, согласованность движений пальцев рук, мелкая моторика;

• снизился уровень агрессивных реакций;

• повысилось творческое самовыражение каждого ребенка.

Благодаря применению изотерапевтических техник в течение учебного года произошла коррекция эмоционально – волевой сферы детей. Занятия изобразительной деятельностью позволяют открыть в ребенке творческие начала. Процесс творческой деятельности оказался важным элементом развития ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий способствует повышению результативности образовательного процесса в ДОУ.

Литература:

1. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». М. : «ТЦ Сфера», 2006.

2. Кожохина, С. В. «Растем и развиваемся с помощью искусства» – СПб. : Речь, 2006.

3. Короткова Л. Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь, 2001.

4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». ООО ИД «Цветной мир», 2011.

5. Соломенникова О. А. «Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие» ООО «Издательство «Айрис - пресс», 2006.

Публикации по теме:

«Наши первые творческие работы». Изобразительная деятельность детей младшей группы в сентябре. Фотоотчет«Наши первые творческие работы». Изобразительная деятельность детей младшей группы в сентябре. Фотоотчет Первого сентября к нам в группу пришли дети младшего возраста. Детки милые, замечательные, но такие разные. Разного возраста кому-то исполнилось.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения»
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 22:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Изобразительная деятельность дошкольников как эффективный метод здоровьесбережения»» (включая файлы) размещена пользователем ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД