Светлана Таланова
Конспект занятия «История утюга»
▼ Скачать
Цель:
Знакомство с историей возникновения утюга.
Задачи:
Вызвать интерес к предметам прошлого.
Развивать речь детей, обогащать словарь: рубель, углевой утюг, чугунный утюг, электрический утюг.
Побуждать высказываться об увиденном, рассуждать, сопоставлять и сравнивать предметы. Понимать функции и назначение утюга.
Активизация словаря, умение применять новые слова: чугун, чугунный утюг, железный утюг, электрический утюг, рубель, уголь.
Публикация «Конспект занятия „История утюга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материал: предметные картинки с изображением утюгов, утюги (чугунный, электрический, железный, рубель, палка 50 – 60 см, сундучок с книжками, платочки, гладильная доска.
Сказочный персонаж: Домовёнок Кузя.
Ход:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
В. Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и подарим всем хорошее настроение. (дети здороваются с гостями)
Кажется мы не со всеми поздоровались. Ребята, вы слышите кто – то пыхтит, чихает, кашляет?
Все: прислушиваются. (Из – за печки вылезает сказочный герой Д. Кузя) В. Ребята, да это-же домовёнок Кузя. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй Кузя. Д. К. Здравствуйте ребята! В. А что же ты делаешь за печкой? Д. К. Печку собрался топить.
В. Для чего, здесь и так тепло.
Д. К. Смеётся. Что за люди пошли, совсем не понимают, что печь топят не только для тепла.
В. Ребята, а вы знаете, для чего печь топят? (ответы детей)
В. Кузя, расскажи нам, для чего же ты печь топишь.
Д. К. Ну как же! Я хотел погладить полотенце. Смотрите какое оно у меня красивое, ещё моя бабушка вышивала. Вот сейчас натоплю печь, поставлю утюг на огонь, он станет горячим, я им поглажу полотенце (Кузя демонстрирует, как будет класть и гладить)
В. Кузя, можно мы с ребятами рассмотрим твой утюг?
Д. К. Конечно можно. Только не уроните, он у меня очень тяжёлый.
В. Дети внимательно рассматривают предмет, пробуют поднять и т. д.
В. Обращается к Кузе. Кузя, ты всегда гладил этим утюгом?
Д. К. Что вы, присядьте ребята и я вам расскажу, какие утюги раньше были у меня. У моего деда был самым первым утюгом – это был плоский, тяжелый камень (обращаю внимание на стол, где лежат камни) на него он расстилали влажную одежду, а сверху придавливали другим камнем и оставляя до полного высыхания. Как вы думаете хорошо ли разглаживалась одежда? (Ответы детей)
- У моего отца был деревянный утюг, и назывался он рубель. Сплошное мучение было с ним. Посмотрите. Вы думаете это палки (показывает рубель и палку). Нет. Бывало, постирает отец одёжу, слегка её просушит, а потом намотает эту палку и вот гладит рубелем (Кузя демонстрирует, потом просит детей попробовать погладить). Гладит, гладит одежду, разворачивает, а она вся в складках (Кузя разворачивает и показывает детям). Тяжело было. То наматывал одёжу, то снова разматывал, одно мучение.
- Когда я был молодой, у меня был угольный утюг, сделанный из железа. В утюг надо было засыпать угли, тоже мучался с ним, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из него, оставляя на одежде чёрные следы и дырки. Спасибо людям добрым, вот придумали утюг из чугуна. Нагреешь такой утюг на огне, поставишь, например, на простынь и гладишь, пока не остынет утюг. Он у меня самый лучший.
В. Да, Кузя, утюг у тебя хороший. Только, Кузя, живём мы в 21 веке и люди давно уже придумали электричество. Люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током, и сейчас мы с ребятами тебе покажем, какой он.
Д. К. Ой ли, что-то мне никак ни верится. Покажите, как это можно сделать.
В. Воспитатель ненадолго включает электрический утюг и выключает. Посмотри Кузя, утюг уже нагрелся.
Физминутка.
Тюх, тюх, тюх, тюх- разгорелся наш утюг.
(Легкие покачивания головой вправо- влево, пружиня корпусом)
Пых, пых, пых, пых- он кипения достиг.
(Надувание щек, разводы обеих рук одновременно в стороны)
Белье гладим на доске,
Нет ни складочки нигде.
(Имитация движений глажки белья)
Д. К. Здорово.
В. А ещё люди придумали регулятор, которым можно температуру регулировать, и таким образом гладить разные ткани, не боясь их прожечь. Ребята, кто покажет Кузе регулятор? А сейчас современными утюгами можно даже отпаривать вещи, нажав на кнопку.
Д. К. Ой, рюшки, до чего же люди додумались. Подумать только. Ну-ка, ребята, помогите мне разобраться, в каком порядке появились утюги, а то я совсем запутался.
В. Не переживай Кузя, мы сейчас с тобой поиграем, и вместе вспомним, с какими утюгами сегодня познакомились. (дети с помощью Кузи и воспитателя восстанавливают хронологию появления утюгов и называют их).
В конце занятия Кузя дарит детям сундучок со сказками