Елена Незнамова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).
К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.
Поэтому целью нашей работы является социализация детей раннего возраста, сокращение периода адаптации к условиям ДОУ, при этом максимальное сохранение и укрепление здоровья ребёнка, чтобы оно обеспечивало его гармоничное развитие.
Для решения поставленой цели мы стараемся создать оптимальные условия для организации педагогического процесса, двигательной активности, формирование основ здорового образа жизни, атмосферу доброжелательности.
Создание условий способствующих повышению эмоционального комфорта в группе. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие навыков взаимодействия друг с другом.
Создать единое образовательное пространство на основе формирования доверительных партнерских отношений с использованием оптимальных форм взаимодействия с родителями.
С целью снижения заболеваемости в период адаптации мы используем следующие Здоровьесберегающие образовательные технологии :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Коррекционно-развивающие технологии;
3. Валеологическое обучение родителей.
Рассмотрим их:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (Дыхательная гимнастика;
Гимнастика для глаз; Пальчиковые игры; Занятие по физической культуре; Подвижные и спортивные игры; Развитие общей и мелкой моторики; Самомассаж (Су- джок терапия);
«Сухой» бассейн;Формирование культурно-гигиенических)
Дыхательная гимнастика.
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Дело в том, что у вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох же, наоборот, успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.
Брюшное дыхание зарекомендовало себя в качестве победителя стресса. Оно уменьшает тревожность, возбуждение, гасит вспышки отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, что в конечном счете приводит к общему расслаблению организма. В данном случае мы говорим о срабатывании универсального защитного механизма, заложенного в нашей нервной системе самой природой: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.
Гимнастика для глаз.
В детском саду, как и в школе, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.
С целью профилактики снижения зрения актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.
Пальчиковые игры и самомассаж.
Как было отмечено выше, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Основной целью игр в этот период становится формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем их с применением массажного оборудования и элементов су-джок терапии. Доказано, что самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие: развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.
Помимо традиционного массажного оборудования, мы часто используем и нетрадиционное : шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т. д.
Игры с песком.
Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в прохладную песочную ванну, малыш испытывает массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на его общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях дошкольного учреждения песок достаточно легко заменить манной крупой.
Ароматерапия.
Подвижные игры.
Подвижные игры имеют особенное значение для развития малышей. С момента своего рождения каждый ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.
Терапевтические игры, цель которых - помочь ребенку достичь состояния равновесия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:
- помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
-сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
- научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
В состоянии психического равновесия ребенок спокоен и уверен, общий эмоциональный фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.
1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры.
2. В терапевтической игре необходим ведущий - психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.
3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы - крупы, вата, вода и предметы - кубики, конструктор, газеты.
4. Проводить терапевтические игры следует в спокойной обстановке - дома или вдетском саду. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог или педагог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевтической игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.
5. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ "легализации" собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.
6. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным выявление скрытых страхов ребенка.