Анна Осипова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста в период адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад Солнышко Сонковского муниципального округа Тверской области
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста в период адаптации
к условиям ДОУ»
Подготовила воспитатель младшей группы Осипова А. В
Слайд № 2
Одна из задач, в воспитательно-образовательном процессе – здоровьесбережение.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета, но, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах дошкольного учреждения
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. В этом отношении на воспитателя группы младшего дошкольного возраста возлагается огромная ответственность, от него зависит весь последующий этап становления ребенка в роли дошкольника. Педагог должен иметь высокое педагогическое мастерство, хорошо знать физиологию и психологию маленьких детей и опыт общения с малышами. Так как приходящие дети в детский сад из домашних условий всегда испытывают определенные трудности с адаптацией, то задачей воспитателя, в первую очередь, является обеспечить максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду с минимальным ущербом для психического и физического здоровья ребенка и только, потом решать воспитательно - образовательные задачи.
Слайд № 3
Цель:
Целью моей работы является : социализация детей младшего дошкольного возраста, сократить период адаптации к условиям ДОУ, при этом максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие.
Выделила для себя ряд задач:
1. Создать оптимальные условия для организации педагогического процесса, двигательной активности, формирования основ здорового образа жизни, атмосферу доброжелательности.
2. Формировать привычку к соблюдению режима, культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх у детей, правильного отношения к своему здоровью.
3. Создать единое образовательное пространство на основе формирования доверительных партнерских отношений, с использованием оптимальных форм взаимодействия с родителями.
Слайд № 4
Для выполнения поставленных мною задач использую следующие виды здоровьесберегающих технологий : технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, релаксация, дорожки закаливания); технология обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж); коррекционно-развивающие технологии (арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия).
Слайд № 5 фото
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною создана Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, массажёры, палочки, флажки, ленты) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
Слайд № 6 фото
В течении дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приема и заканчивая уходом детей с родителями домой.
Приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребенку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребенка в группу. Для того чтобы ребенок отвлекся от переживаний при расставании с мамой его необходимо чем то завлечь, вовлечь в игру.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Провожу несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку: «Игры с мыльными пузырями», «Игры-сюрпризы», «Разговор со сказочными героями» очень нравятся моим детям. Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.
Слайд № 7 фото
Огромное значение имеет общение «глаза в глаза», для этого садимся с детьми на стульчики, расставленные по кругу, или просто на коврик. В такой обстановке провожу игры: «Поделись словечком», «Комплимент», «Подари улыбку», затем начинаем пальчиковые игры («Доброе утро», «Здравствуй», которые благотворно влияют на координацию движений, способствуют развитию мелкой моторики рук, их силы, побуждают детей к речевому взаимодействию с педагогом, развивают пространственное мышление, внимание, воображение, кровообращение. Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательный настрой на предстоящий день.
Слайд № 8 фото
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаю музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Слайд № 9 фото
Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков. В работе по привитию культурно-гигиенических навыков активно использую народные потешки, они развлекают малыша, поднимают эмоциональное настроение, стимулируют к выполнению определенных норм и правил, предоставляют возможность использования индивидуального подхода к каждому ребенку.
Слайд № 10 фото
Особое внимание уделяю отдыху детей во время образовательного процесса: динамические паузы, физкультминутки, они защищают детей от переутомления. При динамических паузах выполняем с детьми элементы дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Упражнения для глаз способствуют улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укреплению мышц глаз. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мускулатуры, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.
Слайд № 11 фото
Свежий воздух, плюс солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой, подвижные и хороводные игры, игры с природным материалом, закаливание, все это способствует оздоровлению организма детей во время прогулки.
Слайд № 12 фото
С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования провожу бодрящую гимнастику. Дети постепенно и, лежа в постели выполняют несколько упражнений общеразвивающего воздействия.
После бодрящей гимнастики – закаливающие процедуры: упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки. Для профилактических целей используется ребристая дорожка, дети с удовольствием ходят по ним.
Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Слайд № 13 фото
Также в течении дня включаю в работу с детьми самомассаж, который благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж выполняемый ребенком улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует физическому укреплению ребенка, и оздоровлению его психики.
Слайд № 14 фото
Игровые массажи обеспечивают сенсорное развитие ребенка (оценивают характер прикосновения, гладкость или шершавость материала).
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: кисточки, перышки, мячики-ежики, зубные щетки, карандаши, грецкие орехи, прищепки.
Слайд № 15 фото
Для расслабления мышц и снятию эмоционального и нервного напряжения применяю в работе метод релаксации. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно назвать даже апатией. Для полной релаксации делаем упражнение: «Птички». Детки «летают» по полянке, цветкам, пьют водичку, чистят перышки, плескаются в ручье. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход.
Таким современным методом является арт-терапия.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Слайд № 16 фото
Ребенок не может легко и быстро адаптироваться к условиям детского сада без участия в этом процессе родителей. Мною обязательно проводится информационная работа, которая ведется через папки – передвижки, информационные стенды, родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, консультации. Чтобы снизить эмоциональное напряжение у ребенка, я использую в своей деятельности различные игры, в том числе, совместные игры детей и родителей или совместное выполнение комплекса утренней гимнастики и тп. Такое времяпровождение в детском саду способствует более доверительному отношению детей к действиям воспитателя. Ребенок видит, что мама доверяет педагогу, следовательно опасности и повода для тревоги нет.
Слайд № 17
Таким образом, Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Слайд № 18 Спасибо за внимание!