Ирина Белан
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка)
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально – экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Платон, Пифагор, Аристотель считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.
Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“ (музыка)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее развитие и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Музыкально – оздоровительная работа предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
Валеологические песенки – распевки – с них начинаются музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика - упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются : - формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох); - укреплять физиологическое дыхание детей (без речи); - тренировать силу вдоха и выдоха; - развивать продолжительный выдох.
В качестве речевого материал на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
Пальчиковые игры – существует прямая зависимость между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме размять, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов. Пальчиковые игры развивают речь детей, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук
(подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном развитии. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, динамика, артикуляция, форма являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные, потешки. Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращает ее в театральную сценку, позволяет детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал. Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмическое произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием теста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков. Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по – разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы; духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить нас». Как заметил Игорь Стравинский: «ударные и басы. действуют как система центрального отопления».
Артикуляционная гимнастика - это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
В детском саду музыка необходима в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Хорошо, если утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно – профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения. Для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Музыкальные занятия с использованием здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на освоение детьми определенного содержания и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятия невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует музицирование детей в группе.