Наталья Крючкова
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе над региональным проектом «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:
- здоровьесберегающую структуру ДОУ;
- оптимальные условия жизнеобеспечения детей;
-формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий :
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе над региональным проектом „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья;
- сформировать необходимые знания здорового образа жизни;
- научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, различают физическое, психическое, социальное и нравственное.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании : медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии, коррекционные, спортивно-досуговые, экологические и др.
Составляющие элементы медико-профилактической технологии :
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительной технологии :
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- становление физической культуры дошкольников;
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят:
технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей:
- папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Детский сад, так же как и школа входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни и здоровья, и гигиенического воспитания.
Внедрение здоровьесберегающих технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий является одним из направлений деятельности детского сада.
Система здоровьесбережения в ДОУ включает :
медико-профилактическую работу с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического
процесса;
организацию рационального питания
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий,
щадящий, по сезонам);
комплекс закаливающих мероприятий
оптимизацию двигательного режима
инновационные технологии оздоровления и профилактики
мониторинг состояния работы по здоровьесбережению детей
В детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий : медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Комплекс оздоровительных мероприятий включает:
Соблюдение температурного режима, проветривание согласно СанПиН.
Употребление фитонцидов в целях профилактики вирусных инфекций.
В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ –вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников.
Ежегодно осмотр детей осуществляется врачами-специалистами: неврологом, стоматологом, окулистом, хирургом.
Осуществляется витаминизация третьих блюд, второй завтрак, включающий соки и фрукты.
Питание детей в соответствии с 10-дневным сбалансированным меню
Проведение физкультурных занятий (3 занятия в неделю, одно из которых на свежем воздухе, недель здоровья (2 раза в год, спортивных праздников и развлечений
Ежедневное проведение утренней гимнастики с музыкальным сопровождением (в тёплое время года, если позволяют погодные условия, на свежем воздухе)
Ежедневное проведение бодрящей гимнастики с включением дыхательных упражнений, упражнений на коррекцию плоскостопия, формирования правильной осанки
Прогулки
Закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны).
Использование спортивного оборудования для профилактики плоскостопия, массажа стоп и профилактики нарушения осанки
во время физкультурных занятий, в самостоятельной деятельности детей (наличие оборудования в групповых уголках здоровья)
Проведение гимнастики для глаз с целью профилактики близорукости.
Коррекционные технологии : артикуляционная гимнастика, корригирующая гимнастика, психогимнастика
игровые массажи и самомассажи
комплексы упражнений на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика
физкультминутки
Система работы с детьми содержит различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ.
Основными формами работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых детям даются новые сведения и закрепляются ранее полученные представления об окружающем мире, о человеке, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни, культурно-гигиенических навыках.
Представления о ЗОЖ расширяются через сюжетно-ролевые игры, разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков педагоги используют настольные и дидактические игры. К моменту выпуска в школу дети получили необходимые представления о ЗОЖ, приобрели навыки и привычки сохранения своего здоровья.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды.
В детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Физкультурный зал оборудован необходимым спортивным инвентарём, имеются мягкие модули, спортивный инвентарь коррегирующего направления (для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массажного действия, который воспитатели групп используют в физкультурно-оздоровительной работе ( в режимных моментах: при проведении утренней зарядки, зарядки после сна, в свободной деятельности, при проведении спортивных развлечений)
На территории учреждения имеется спортивная площадка. Спортивные уголки в группах насыщены спортивным инвентарём.
Таким образом, оздоровительная среда ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду направлена на комплексное решение проблем гармоничного развития детей, в том числе снижения заболеваемости и воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
При проведении занятий педагогами используются как традиционные, так и нетрадиционные виды занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др., включает в занятия ритмическую гимнастику, упражнения на профилактику простудных заболеваний (точечный массаж и дыхательные упражнения, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Одно из трёх физкультурных занятий в любое время года при благоприятных погодных условиях проводится на свежем воздухе. Обязательной составляющей прогулки являются подвижные игры разной интенсивности.
В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, развлечения, участниками которых являются дети, их родители, сотрудники детского сада.
Система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий : проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы и т. д.
Педагогами детского сада в течение года накоплен методический материал по применению здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с учётом возрастных особенностей детей. Оформлены папки, картотеки физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, релаксации. Воспитателями групп и родителями изготовлено нетрадиционное физкультурное оборудование для дыхательной гимнастики, профилактике зрительного утомления, массажа и самомассажа.
Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов. Немаловажным в работе с родителями является стремление к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в детском саду и в семье.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы : работа с родительским комитетом группы, педагогические беседы с родителями, групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах; консультации; анкетирование, выставки совместных работ изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями; смотры-конкурсы («На лучший прогулочный участок детского сада») Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, досугов. Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения, дают возможность узнать друг друга в более позитивной и благоприятной обстановке, влияют на укрепление сотрудничества родителей и детского сада.
Следует отметить, что в этом году нам удалось решить одну из задач по взаимодействию детского сада с семьё й: вовлечь большее количество родителей в образовательный процесс детского сада.
Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В группах имеется Уголок здоровья, где размешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, консультации воспитателей групп, специалистов детского сада по здоровьесбережению материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.
Мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование с целью выявить отношение родителей к проблеме здоровья своего ребенка, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, родители:
• приобретают опыт правильного воспитания ребенка в семье, опыт педагогического сотрудничества с ДОУ и с педагогической общественностью в целом;
• преодолевают собственный авторитаризм и начинают видеть мир с позиции своего ребенка, его потребностей и нужд;
• начинают относиться к своему ребенку, как к равному себе и понимают то, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, у него свой, особый путь развития, свой темп;
• познают процессы развития, происходящие с их ребенком, и учится своевременно и эффективно решать задачи, связанные с формированием его здоровья, воспитанием культуры здоровья
В процессе взаимодействия с родителями, выявляются следующие проблемы воспитания здорового ребенка в семье :
• нерегулярное пребывание ребенка на свежем воздухе;
• дефицит дневного и ночного сна;
• малая двигательная активность;
• несоблюдение элементарных гигиенических норм;
• несоблюдение режима дня в выходные дни и праздники;
• неправильное питание.
Поэтому, в дальнейшем планируем продолжать работу по формированию ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей: способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка, а так же привлечению родителей к участию в образовательном процессе детского сада.
Работа над региональным проектом «Здоровый дошкольник»
С 2015 года педагоги ДОУ, реализуя задачи регионального проекта «Здоровый дошкольник», организуют работу модулей «Танцующий детский сад» и «Мое здоровье». Целью проекта «Здоровый дошкольник» является приобщение детей к здоровому образу жизни с раннего возраста и вместе с тем актуализация действующей в дошкольных образовательных организациях модели по физическому развитию. В рамках проекта идет работа не только с детьми, происходит приобщение всей семьи к здоровому образу жизни. Вначале, при запуске проекта «Здоровый дошкольник», мы отмечали слабую активность родителей. Но нам удалось преодолеть незаинтересованность взрослых и добиться того, что 80% родителей стали участвовать в оздоровительных событиях вместе с детьми.
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников нашего детского сада. В рамках модуля «Мое здоровье» мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Утренняя гимнастика включает упражнения на все группы мышц, несколько раз в день проводятся физминутки в процессе занятий НОД. Организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников, родителей и педагогов к ЗОЖ планируется ежемесячно во всех группах. В том числе - малые олимпийские игры, спортивные досуги и развлечения, специально организованная деятельность.
Известно, что физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в детском саду, педагоги воспитывают в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
Развитие музыкально-ритмических навыков всегда входило в развивающую программу для дошкольников. В этом плане достигаются хорошие результаты при реализации модуля «Танцующий детский сад» и использовании танцевально-игровой гимнастики. Для детей старшей и подготовительной групп функционирует клуб «Любители танца» под руководством музыкального руководителя Вахитовой Ф. Р., основная цель которого всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений. Для праздничных утренников и досугов разучиваются танцы с атрибутами, сюжетные танцевальные композиции, танцы народов, проживающих в Пензенском крае, а также современный вид танцевального творчества – флешмобы.
Проанализировав работу над региональными проектами в ДОУ, мы пришли к выводу, что процесс их внедрения в деятельность нашего детского сада проходит успешно, что способствует развитию потенциала воспитанников, привитию детям желания заниматься спортом, творить, участвовать в различных соревнованиях и выставках уже с дошкольного возраста. Определяя ближайшие перспективы работы по направлению физического развития и оздоровления дошкольников, необходимо уделить внимание дальнейшему развитию спортивных игр, а также эффективной реализации модулей «Танцующий детский сад», «Моё здоровье» регионального проекта «Здоровый дошкольник».