Приложение МААМ

Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины

Надежда Григорчук
Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины
▼ Скачать + Заказать документы

Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины

ГКУ РС (Я) «Кобяйский УСЗНиТ при МТ и СР РС (Якутия)»

отделение социальной помощи семье и детям.

Разработка занятия

«Использование этнического наследия ОЛОНХО для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины».

Разработчик:

педагог Григорчук Надежда Владимировна

Публикация «Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины» размещена в разделах

Сангар

Введение

Данная разработка является образовательной в области изобразительного творчества и является духовно-нравственной средой для развития ребенка.

Один из основных путей воспитания духовности видится в необходимом даже для младших школьников анализе своего внутреннего мира, изучении самого себя. На этом этапе неоценимую поддержку ребенку могут оказать занятия изобразительным творчеством с использованием этнического наследия, которые и станут начальной ступенью к духовности. /начальными уроками духовности/

Для каждого человека воспитательной средой, в которой он растет и развивается как личность, является его родной народ. Нет человека без национальности, а для любого народа его язык – это его жизнь, его духовное богатство, ступеньки для роста и развития. Нет ничего более сильного и вечного, чем слово, язык народа.

Проблема нравственного воспитания на сегодняшний день стоит очень остро и её поможет решить культурно-творческое развитие ребенка.

Цель: распространить опыт по духовно-нравственному становлению детей при работе с глиной, с помощью устного поэтического творчества якутского народа Олонхо.

Задачи:

• обучение навыкам и приемам лепки плоскостных фигур из глины;

• формирование и развитие интереса к поэтическому творчеству якутского народа;

• воспитание любви и уважения к народным традициям и наследию своего народа;

• раскрытие творческого и духовного потенциала каждого ребенка;

Необходимость в системе дополнительного образования, усиления направленности на духовно-нравственное становление личности ребёнка с помощью устного поэтического творчества и уважение к народным традициям и наследию своего народа через художественно-творческое развитие детей.

Решение вопроса по духовно-нравственное становление личности ребёнка с помощью устного поэтического творчества и уважение к народным традициям и наследию своего народа через художественно-творческое развитие детей, я вижу в системе дополнительного образования.

Содержание

Здравствуйте уважаемые гости, коллеги сегодня мы поговорим об использовании этнического наследия ОЛОНХО, которое поможет развитию творческого воображения на занятиях лепкой из глины, и создадим декоративное панно «Земля ОЛОНХО».

ОЛОНХО – венец устного поэтического творчества якутского народа. По своему объему, величию образов, богатству фантазии и многообразию музыкального звучания якутское олонхо входит в число лучших образцов эпических произведений народов мира и признано Юнеско. / Стоит в одном ряду с такими широко известными эпосами, как древний шумерский эпос о Гильгамеше, греческие «Илиада» и «Одиссея», германская «Песнь о Нибелунгах», финская «Калевала», русские «Былины», «Сказание о Гайвате» американских индейцев.

Для любого народа самой первой ступенькой в его развитии и росте являются народные песни, его эпосы. Якутское олонхо обширно, глубоко, язык его высокохудожественен. Якутское олонхо – эпос древний, чрезвычайно богатый и сильный, вобравший в себя многовековые мысли, жизнь и эпосы многих народов. Самое ценное в песне, олонхо – это сила его языка, его образность, красочность…

Существует много видов олонхо Нюргун Боотур Стремительный, Могучий Эр Соготох, Олонхо дойдута /Земля олонхо/. Одно ОЛОНХО не похоже на другое.

Сейчас практически пройдем все этапы выполнения работы над панно.

Для того чтобы изготовить панно нам потребуются следующие материалы: деревянная рамка с задней стенкой из картона, на котором рисуется сюжет, эскизы на котором будет отражён сюжет, глина. Процесс изготовления панно можно разделить на два основных этапа (лепка и роспись) и несколько вспомогательных. Работу по изготовлению панно начинают с эскиза – лепка необходимых элементов – сушка глиняных изделий – обжиг в духовом шкафу – грунтовка фона и обожжённых глинных элементов – прорисовка фона и глиняных элементов.

1. Подготовительный этап. Берем для работы лист бумаги, кладем приготовленную рамку на бумагу, очерчиваем её с внутренней стороны. Рисуем эскиз будущего панно и определяем, какие элементы лепим из глины, а какие прорисовываем.

Для тех, кто хочет попробовать поработать с глиной, необходимо приготовить следующие материалы: дощечку или клеёнку, в емкость набрать воды, деревянную лопаточку – стеки (разной формы, кисточки (для работы с глиной, кусочек ткани, кусок глины. / Глину для лепки приготавливают следующим образом: очищают от мусора, камушек корней (просеять через сетку в ведро). Затем необходимо залить водой и дать ей разбухнуть (1/3 ведра глины на 1 / 3 воды) смесь перемешивают палкой и отстаивают. Когда вода станет прозрачной, её сливают, а глину выкладывают в таз и оставляют открытой на день-два. Когда масса будет походить на густое однородное тесто, её тщательно разминают и укладывают в полиэтиленовый пакет. Готовая для работы глина должна, как тесто, легко отставать от рук. /

2. Лепка. Приступая к лепке, глину необходимо хорошо размять. У нас должны получиться выпуклые рельефные изображения. По эскизу лепим выбранные элементы, в зависимости от рисунка придаем глине нужную форму. Способы лепки могу быть различные : скатывание, раскатывание; сплющивание, вдавливание; прищипывание, оттягивание.

Во время лепки звучит мелодия хомуса (для эмоционального проникновения в данный образ).

В работе с глиной необходимо учитывать сложность изделия, что определяет способ выполнения практического задания.

- конструктивный способ лепки является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей: головы, рук, ног и т. д. его чаще используют на начальных этапах обучения, когда у детей ещё нет навыков лепки. / Конструктивный способ лепки используют и при сложных работах /

- пластический при этом способе изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.

- комбинированный такой способ включает в себя как конструктивный, так и пластический способы. Таким образом, выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.1. Работу начинают с основной, более крупной, части. /Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь. /

2.2. Для присоединения мелких деталей к крупным, удобно пользоваться стекой. /Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишнею глину и заравнивать поверхности. /

2.3. Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.

3. Сушка. Готовое изделие сушиться на воздухе в течение 2 – 3 дней (в зависимости от толщины глиняного изделия.) В процессе воздушной сушки глина остаётся естественного цвета.

4. Обжиг. Производится в духовом шкафу не менее 5 – 6 часов.

5. Грунтовка. Грунтуется водоэмульсионной краской картон или ДВП (задняя стенка панно, даём высохнуть краске, затем приступаем к прорисовке фона.

Роспись. Вылепленное и высушенное изделие при желании можно расписать. Для этого используются водорастворимые краски : гуашь, акварель. В зависимости от замысла можно выбрать тот или иной вид росписи. Расписывать следует только высушенные изделия. Нанести на изделие кистью слой белой гуаши, высушить, затем раскрасить разноцветной гуашью мягкими кистями разных размеров. Изделие будет выглядеть нарядно.

6. На завершающем этапе производится сборка панно. Расписанные глиняные изделия наклеиваются клеем к прорисованному фону. По желанию панно можно покрыть лаком (это придаст, блек и прочность панно).

Народное искусство страны, народа – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность искусства близки, понятны и дороги каждому. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Произведения созданные народными мастерами. Всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Одним из основных особенностей Олонхо можно назвать преобладание в нем воспитательного аспекта. Этим объясняется воспитательная сила произведения.

Литература:

1. Авдеев Владислав «Богатыри олонхо».

2. «Могучий эр соготох».

3. Петр Оготоев «Элэс Боотур».

4. Колокольчик 2006/3.

5. Буурдаан Боотур.

6. П. Ядрихинскай «Дьырыбына Дьырылыатта уонна Тойон Дьоллyyтт».

7. Чехордуна Екатерина Петровна «Земля Олонхо».

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображенияМастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины
Опубликовано: 6 июня 2021 в 02:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование этнического наследия Олонхо для развития творческого воображения на занятиях лепки из глины» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Григорчук (УИ 2505929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД