Лащенова Ирина
Использование элементов инновационной технологии «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время растет количество детей с ОВЗ с различными нарушениями. Характер этих нарушений становятся сложнее, а причины разнообразнее. Детям с ОВЗ необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционных методов и приемов, способных создать интерес у ребенка к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.
Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов, является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи детей; формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников.
Публикация «Использование элементов инновационной технологии „Дары Фрёбеля“ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на эффективных формах и методах работы. Одним из таких методов всестороннего развития ребенка является использование современных игровых технологий.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель.
По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет - так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Фребель является автором оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создателем первых детских садов (1837 г).
Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов Фребель назвал «дарами». -
Педагог создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фребеля.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.
Игры с «Дарами Фрёбеля» имеют две цели: прямую и косвенную.
Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию.
Косвенная цель (не осознанная ребенком) работает на зону ближайшего развития.
В зоне ближайшего развития ребенок работает с дидактическими материалами совместно-разделенным способом с помогающим ему педагогом, а в зоне актуального развития упражняется с материалами самостоятельно.
После показа педагогом алгоритма работы с модулями, дети осваивают их самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. Одна из обязанностей педагога – поддерживать порядок. Все модули должны быть на своем месте.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Познакомимся подробнее с каждым «Даром».
Первый дар «Текстильные мячики»
Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
1. мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
2. с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».
Шар – самая простая форма для восприятия ребенком. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.
С помощью Текстильных мячиков» у детей:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);
- с помощью мячиков подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Второй дар «Основные тела»
Комплект из шара, цилиндра и кубика. Этот набор вводит новые геометрические тела, дает понять разницу между ними, учит взаимодействовать с каждым.
С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов и их особенностями.
Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
С этими формами можно экспериментировать:
-Шар можно рассматривать в движении, он катится, - почему куб не катится, что ему мешает кататься - вместе с детьми мы выясняем - наличие углов.
Куб своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.
Дары с 3 по 6 это кубы с различным количеством деталей
Третий дар - комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше в норме с 4 лет, или когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.
Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача педагога – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.
Чтобы ребенок не терял ощущения единства и целостности при построении различных форм, педагог требует использования всех восьми кубиков.
Четвертый дар - кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Посредством этих предметов ребенок получает представление о целом и составляющих его частях. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины. С детьми играем в такие игры: "Сравни фигуры", "Больше - меньше", "Построй мост", "Длиннее - короче".
Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим даром.
Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения - равновесия и распространенного движения.
Пятый дар – «Кубики и призмы»
27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира.
Шестой дар - «Кубики, столбики, кирпичики»
27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.
Знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.
знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.
Кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.
Модуль 13 «Башенки» Закрепление названий геометр. Фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространст. Мышления.
Фребель сформулировал правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом (Дары с 3 по 6, 13):
1. Игра должна быть свободной.
2. Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом - разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.
3. Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.
4. В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.
5. Ребенок может играть с материалом только одного дара: «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».
6. При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «. должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.
7. Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, то же самое и при окончании игры.
8. Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».
Модуль № 7 «Цветные фигуры».
Набор плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль № 8 «Палочки».
Включает деревянные палочки разных длин.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца».
Включает кольца и полукольца трех типоразмеров (малые, средние, большие). Способствует развитию логического мышления. Формированию понятий «Часть и целое». тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.
Модуль №10 «Фишки». Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности.
Модуль №11 «Цветные тела». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №12 «Мозаика. Шнуровка». Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Модуль №14 «Арки и цифры». Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок, речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.
Используя дидактический материал из набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать не только индивидуальные особенности, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – специалист и педагог не только должен, но и обязан проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.