Дарья Харабарова
Использование визуального расписания в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать
Визуальное расписание – это последовательность картинок или занятий, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких – либо событий
Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с расстройствами аутистического спектра и является эффективным средством обучения и социализации.
Преимущества использования визуального расписания в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра :
Публикация «Использование визуального расписания в логопедической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
1. У детей с аутизмом визуальное восприятие преобладает над слуховым, поэтому расписание опирается на сильные стороны проявлений аутизма у детей и таким образом, помогает через рецептивную систему коммуникации улучшить понимание.
2. Использование визуального расписания исключает использование лишней речи из перечня внешних раздражителей (минимальное влияние сенсорных перегрузок).
3. Предполагает фиксацию начала решения проблемы и результата усилий (с чего начинается любой сложный процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий).
4. Освоение новых комплексных навыков в индивидуальном ритме.
5. Снижение тревожности и проявлений нежелательного поведения благодаря предсказуемости будущего.
6. Повышает уровень самостоятельности ребёнка с аутизмом и как результат повышать самооценку.
7. Использование визуального расписания открывает возможность и даёт первые посылы к обучению чтения (картинки сопровождаются словами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хорошо структурированное визуальное расписание улучшает жизнь ребёнка.
Визуальное расписание это способ удержать в поле внимания все действия, которые нужно совершить в течение дня и освоить сложные комплексные навыки.
Виды расписаний :
- предметное расписание (расписание из предметов). Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками и в основном невербальными. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и символизировать определённое событие (например, карандаш – рисовать).
В последствии, можно выставлять символизирующие события в ряд или сделать для них небольшую полочку, ребёнок берёт эти предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.
Расписания из рисунков и фотографий. Если ребёнок правильно соотносит предметы и их изображения можно использовать расписание на основе картинок и фотографий. Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ребёнок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.
Письменные расписания. Такой вид расписания подходит для детей, владеющих навыками чтения. Если ребёнок только учится читать, то можно картинку сопровождать написанным словом.
Самая простая форма расписания «Сначала – Потом». Её можно внедрять во детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «потом» - приятное занятие, а под словом «сначала» - нужное, которое часто не нравится ребёнку. При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно – следственную связь выполненной работы с поощрением. Следующим этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи. В дальнейшем для обучения комплексным навыкам, подготовки к новым событиям можно добавить мини – расписания.
Перед изготовлением нужно определиться с тем, какой тип расписания понятен ребёнку. Расписание должно быть простым и доступным. Оно может быть составлено на целый день, а может содержать 2 – 3 символа предстоящих событий. Расписание составляется строго индивидуально и при его составлении учитывается тип расписания и количество шагов.
В своей работе на индивидуальных занятиях я использую визуальное расписание, которое помогает чёткой организации совместной работы. На планшете я прикрепляю картинку с изображением того вида деятельности, которое запланировано выполнить совместно с ребёнком. Количество картинок зависит от запланированных видов деятельности на занятии. После выполнения задания педагог прикрепляет поощрение за выполненное задание. Например, карточка с изображением смайлика, вишенки и т. д. Затем в последнем столбце даётся оценка выполненного задания логопедом ребёнка и прикрепляется карточка с символом оценивания. В конце занятия прикрепляется карточка, на которой изображен желаемые предмет (поощрение) и как результат выполнения всех заданий ребёнок получает в конце занятия тот предмет, который изображен на картинке.