Любовь Олеговна Семенова
Использование технологий игрового обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом по теме «Использование технологий игрового обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
3 слайд
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Создание полноценной мотивационной основы для формирования у ребенка навыков и умений возможно, если образовательный процесс проходит:
в форме игры,
интересный,
занимательный,
НО не развлекательный.
4 слайд
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.
Игровая форма с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
5 слайд
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению, прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Важной особенностью игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
6 слайд
Особое внимание хочется уделить игровым технологиям, которые я использую в речевом развитии дошкольников.
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Для активизации речевого развития детей стараюсь создать наиболее эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Использование игровых технологий в речевом развитии дошкольников помогает решить следующие задачи:
- развивать звуковую культуру речи,
- формировать грамматический строй речи,
- обогащать словарный запас,
- развивать связную речь у ребенка.
7 слайд
Одним из видов игровых технологий для речевого развития, которые я использую, являются дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является
- и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
-и формой обучения детей,
-и самостоятельной игровой деятельностью,
- и средством всестороннего воспитания ребенка.
8 слайд
Работая с дошкольниками, задачи по развитию диалогической и монологической речи, а также ее выразительности, реализовываю посредством театрализованной игры.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются маски и куклы для различных видов театра. Применяя эту игровую технологию, пришла к выводу, что она оказывает положительное влияние не только на развитие речи дошкольника, но и оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Через театрализованную игру дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, что способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
9 слайд
Для переключения детей с одного вида деятельности на другой использую пальчиковые игры.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».
Для удобства составила сборник пальчиковых игр с картинками по лексическим темам. Ведь проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной.
10 слайд
Одна из мною любимых игровых технологий – это мнемотехника. Использование мнемотаблиц начинаю с младшей группы. Благодаря этой технике у детей обогащается словарный запас, они успешнее запоминают стихотворения, лучше пересказывают рассказы, сказки, составляют описательные рассказы.
На начальном этапе я предлагаю готовую план – схему. В мнемотаблицах по составлению описательных рассказов, в конце обязательно вставляю схему, по которой дети должны высказать свое отношение к описанному объекту. Например: я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на санках. Или я не люблю зиму, потому что холодно т. д. Со второго полугодия средней группы ребята уже сами активно включаются в процесс создания схем, по прочитанному рассказу или сказки. Этот процесс мы с детьми называем составлением подсказок. Прочитав эпизод, обсуждаю с детьми, чтобы они здесь нарисовали. Такой процесс развивает в детях не только речь, но и помогает развивать творческое воображение, умение рассуждать.
В старшей группе, на предложенную мной мнемотаблицу, многие дети уже самостоятельно придумывают рассказ.
11 слайд
Еще один вид игровой технологии, который мне очень нравится – это карты Проппа. Этот метод наглядного моделирования я использую с детьми подготовительной группы для пересказывания и придумывания сказок. Карты Проппа позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок.
Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. На экране представлен фрагмент сказки «Красная шапочка», записанный с помощью карт Проппа.
Эта игровая технология очень нравится детям, они с большим увлечением подбирают карты к сказке, а затем по ним ее пересказывают или придумывают. Метод Владимира Яковлевича Проппа или «методика построения сказочных историй» очень интересна. Она способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.
12 слайд
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.
В чём же его эффективность и значимость спросите вы?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. Правила составления синквейна представлены на экране. Синквейн можно начинать использовать со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей имеется уже достаточный словарный запас по ней. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейны. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» в образовательной деятельности.
13 слайд
Для активизации речи детей, а также для закрепления материала по определенной теме, я использую лэпбук. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Лэпбуки я составляю так, чтобы они включали задания по следующим направлениям развитие речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь). Использование лэпбуков помогает расширять знания и представления об окружающем мире, развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Лэпбук хорош еще и тем, что его можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
14 слайд
Используя в своей работе, все ранее перечисленные игровые технологии, могу уверенно сказать, что развитие речи с их помощью дает большой результат.
И это не удивительно. Ведь игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников. Она не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые технологии помогают длительно удерживать интерес ребёнка, повышать мотивационную готовность детей, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Спасибо за внимание!