Папки-передвижки

Использование технологии разноуровневого обучения — максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся

Татьяна Гаврилова
Использование технологии разноуровневого обучения — максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

Когда во время урока я слышу от одних учащихся «Я не могу! У меня не получается!», а от других «А что дальше?», то понимаю, что передо мной стоит проблема: как организовать работу на уроке, как адаптировать учебный процесс, чтобы каждый обучающийся имел возможность почувствовать себя успешным, чтобы научить всех и каждого с учетом его познавательных возможностей, способностей и интересов.

Публикация «Использование технологии разноуровневого обучения — максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся» размещена в разделах

Именно дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления и берет во внимание индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Такая технология организации учебного процесса, как разноуровневое обучение, предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, а это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В 2015 году в среднее звено в лицее пришли дети 5-ых классов, которые обучаются по ФГОСам. По моему мнению, такой подход к обучению (определение уровня обученности НБ, БУ, ПУ) усредняет ребят. Мне достался 5 класс, качество знания в котором на конец 1 четверти составляло 42%. По результатам работы психолого-педагогической службы была составлена справка, где указано, что в классе четко выражены 3 группы учащихся по способу обученности :

• 1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности, осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития (20%);

• 2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития (45%);

• 3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития (35%).

В 5-6 классах в лицее уроки русского языка ведутся по учебникам под ред. А. Д. Шмелева, уроки литературы по учебнику под ред. Б. Ланина.

Для себя определила несколько педагогических задач, которые могут быть решены при внедрении разноуровневого обучения в работу :

• Научить критически относиться к собственным познаниям

• Научить самоанализу успехов и неудач.

• Научить самостоятельно работать над своим образованием.

• Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.

• Научить целеполаганию.

o Воспитывать культуру общения, а для этого необходимо научить одних ребят помогать другим, других – научиться принимать помощь учителя и одноклассников;

o Научить работать в группе, причем выполнять различные роли - руководить процессом, представлять результаты работы, адекватно относиться к замечаниям членов группы, класса и учителя

o аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает с твоим мнением.

Эта воспитательная задача оказалась самой сложной для меня в данном классе.

С самого начала обучения мне необходимо было создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. К проведению каждого урока русского языка и литературы я тщательно готовлюсь, потому что новые для меня учебники, потому что класс сложный.

Как у каждого ученика сформировать умение учиться? Как научить ребенка учить себя! Вот задача.

И в решении этой задачи особое место занимает дифференцированное обучение, которое обеспечивает эффективную педагогическую помощь учащемуся в совершенствовании его личности.

Я работаю по УМК А. Шмелева и хочу отметить, что в данном учебнике много упражнений, которые позволяют дифференцировать учебные задачи.

Виды и формы

Например:

Для развития общеучебных действий: поиска и выделения необходимой информации, построения речевых высказываний в устной и письменной форме, «способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях» – на уроке по теме «Родной язык» можно предложить ученикам поработать над такими заданиями:

ня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Очень важное умение – компактно представлять изученный в классе либо дома материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры». Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

• Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

• Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

• Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер используется мною на разных этапах урока :

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Существуют различные виды кластеров.

1. Планета и её спутники.

Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

1. Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Очень удобно его применять при изучении темы «Звуки и буквы».

1. Блок-схемы.

Существует множество вариантов блок-схем. Данный прием можно считать эффективным, когда учащиеся воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка по теме «Работа над ошибками».

1. Бумажный кластер.

Служит средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. Ученикам раздаю карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Они читают их, располагают или при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются. Подготовка бумажного кластера - отличное домашнее задание для учащихся.

1. Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.

Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры или слова для каждого предложения написать на листах одного цвета, но обговорить очередность цветов при составлении рассказа.

1. Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов.

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения темы «Омонимы».

1. Сюжетный Арт-кластер

Использую на уроках развития речи, для составления рассказа по серии картинок.

1. Обратный кластер.

Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.

1. Фишбоун.

Составление фишбоуна использую на уроках русского языка по теме «Части речи».

Обращаю внимание:

1. Важная часть – голова! Обозначаем вопрос: как определить любую часть речи.

2. Косточки вверху или справа: основные понятия

3. Косточки внизу или слева: подтверждение, выводы, обощения.

1. Домики.

Иногда для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю учащимся заселить все квартиры в доме.

Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

• проводить аналогии.

Недостатки

1. Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

2. Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Выводы:

Уроки с применением метода кластера

o дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности;

o повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Метод «КЛАСТЕР»

o вооружает ученика и учителя способами работы с информацией;

o активизирует мыслительную деятельность учащихся;

o помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;

o содействует самообразовательной деятельности учащихся,

умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе;

o дает возможность исправления, редактирования работ.

Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества. Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Публикации по теме:

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Использование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском садуИспользование индивидуальных фланелеграфов в непосредственно образовательной деятельности в детском саду Работая с детьми, я пришла к убеждению, что мини-фланелеграф необходимо применять в непосредственно – образовательной деятельности в детском.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников»Консультация для воспитателей и родителей «Использование модулей для совершенствования двигательных качеств дошкольников» В современных ДОУ, помимо стандартного физкультурного оборудования все больше используются разнообразные спортивные пособия – модули,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Положение о порядке учета индивидуальных достижений обучающихся ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета индивидуальных достижений обучающихся МБДОУ «Детский сад №.» 1. Общие положения 1.1 Положение о порядке учета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии разноуровневого обучения — максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся
Опубликовано: 29 октября 2022 в 15:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии разноуровневого обучения — максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД