Майя Галуаева
Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.
Публикация «Использование технологии интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
Метод Интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен. В своих книгах «Супермышление», «Научите себя думать» он описал принципы, по которым составляется интеллект-карта. По мнению Т. Бьзена, «в мыслях человека превалирует образы и их ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей. В центре внимания мозга всегда остается образ». Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. Т. Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развивается как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей. В своей статье «применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников» В. М. Акименко писала, что «примерно до десяти лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации».
Результативность применения метода интеллект- карт достигается :
• Наглядностью – всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• Привлекательностью – хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• Запоминаемостью – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• Своевременностью – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• Творчеством – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти не стандартные пути решения задачи;
• Возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Выделяют общие требования к составлению интеллект–карты :
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:
• педагог (может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);
• воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);
• дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания – это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей на будущее – умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).
Во всех случаях ребенок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умение слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявляет инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее широко осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи.
В с вязи с этим решили использовать данную технологию в МБДОУ № 59, участниками которого выступили не только педагоги и родители, но и воспитанники подготовительной к школе группы.
Выдвинули цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введение в образовательный процесс технологии интеллект-карт.
Обозначили задачи:
• Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект-карт;
• Развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
• Формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
• Развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
• Ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми;
• Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участью в учебной деятельности.
В начале реализации данной технологии проконсультировали педагогов детского сада по теме «Использование метода интеллект-карт в детском саду». В коллективной форме, педагогами была разработана интеллект-карта по теме «ФГОС ДО». Педагоги принявшие участие в создании интеллект карты отметили свою заинтересованность данным методом, так же отметили эффективность данной технологии в образовательном процессе с дошкольниками.
Дальше разработали и создали совместно с детьми интеллект-карты по познавательному развитию «Виды транспорта». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей.
В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ была создана интеллект карта «Россия». Карта дает общее представление о нашей стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный и растительный мир. Используется как наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию.
В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой!» была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». С помощью данной карты дети закрепили понятие «Зимующие птицы», обсудили способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на практике.
На данном этапе стала понятно, что дети привыкли к работе с интеллект-картами. Поэтому решили поручить в качестве домашнего задания изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на выбор. Также помогли родителям. Провели с ними мастер-класс по теме «Создание и применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании».
В заключение можно сделать вывод: в результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт нами была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Интеллектуальная карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаясь от обсуждаемой темы. У детей сформировались аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Сложилось общая стойкая положительная динамика сотрудничества.