Получи документы

Использование театральной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Наталья Нечитайлова
Использование театральной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

«Использование театральной деятельности

в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Учитель-логопед: Н. А. Нечитайлова

Ведущая деятельность детей – игра. У детей с ОВЗ игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи и эмоционально-волевой сферы. Анализ результатов диагностики детей с ОВЗ показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Воспитанники соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей с ОВЗ.

Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании, более успешной коррекции и компенсирующего развития речи у детей с ОВЗ в своей работе используем театрально-игровую деятельность.

Основными социально-педагогическими функциями театрально- игровой деятельности являются:

культурологическая (обусловленная связью личности с культурой, как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им культуры театра и игры);

образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности по средствам искусства);

воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно - рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной её адаптации с помощью искусства);

коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии);

регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция

психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Совокупность всех этих функций в театрализовано-игровой деятельности способствует развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями и интеграции их в микросоциум.

Основными требованиями к организации театрально-игровой деятельности у детей с ОВЗ являются:

содержательность и разнообразие тематики;

постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации коррекционно-педагогического процесса;

максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения;

сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрально-игровой деятельности;

последовательное усложнение тем и сюжетов.

Из многообразия средств выразительности в организации театральной деятельности, программа детского сада рекомендует следующее:

в младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (имитировать движения);

в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства – интонацию, мимику (жесты, позу, походку);

в старшей группе совершенствовать художественное образы, исполнительское умения;

в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

В театральную деятельность включаем всех детей, не зависимо от психофизиологических особенностей. Для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться. Хорошо когда совместно с детьми с ОВЗ выступают и взрослые. Совместное творчество сближает взрослых и детей, улучшает психологический климат группы. Желательно импровизированные постановки записывать на видео, затем организуется совместный просмотр. Просмотр фото- и видеоматериалов проходит также на родительских собраниях и при индивидуальных беседах с родителями.

Благодаря театральной деятельности стараемся превратить родителей в своих союзников, привлекая их к различным формам деятельности, приглашая в качестве зрителей и участников на занятия и праздники. Самое ценное для детей с ОВЗ на занятиях-импровизациях – это возможность проявить свои таланты в практически реальной обстановке.

Раскрытие и поиск талантов в группе ОВЗ способствует игра. Дети, увлеченные поиском, путешествием и общением с животными и птицами, действительно верят в свои силы и успех занятия. У детей появляется решимость и упорство, в глазах загорается интерес, стремление к общению, а взрослых нужно только аккуратно сопроводить своих героев к цели.

С целью развития выразительного образа включаем игры с превращениями в животных и сказочных персонажей. Это позволяет расширить диапазон невербальных средств коммуникации, а в дальнейшем обогатить содержание игровых ролей. Учим устанавливать связь движениями и эмоциями, настроением персонажа. Для того чтобы воспроизведения движения осуществлялось осмысленно, а не спонтанно, его необходимо рассматривать, изучать то, что оно выражает, особенно подчёркивать зависимость внешних проявлений и внутренних переживаний персонажа. Например, логопед спрашивает: «Когда кошка сердится, она мурлычет?», «Как она держит спину, лапы?», «Как она шипит?», «Что она хочет этим сказать?», «Не подходите, оцарапаю!», «Можно такую кошку погладить?», «А почему?» Далее обучаем детей технике преображения головы, туловища, походки. Используем игры с превращениями в животных: «Сердитый кот», «Весёлые медвежата», «Мишка рассердился», «Трусишка Зайка», «Зайки серые сидят». Специально подобранные музыкальные фрагменты и эмоциональная речь педагога позволяет детям вжиться в образ и стимулировать перевоплощение. Для того чтобы развитие театрализованной деятельности проходило более успешно, создаём необходимые условия в группе: уголок ряженых, декорации, костюмы, инструменты, магнитофон, аудиозаписи сказок, музыки; настольный театр, платковый театр, театр картинок и т. д.

Для театральной деятельности изготавливаем костюмы и их детали: шапочки, маски, перчатки и т. д., чтобы дети смогли надеть и снять их, не отвлекаясь от игры. Детям очень нравится «перевоплощаться», они имитируют движения, голос, эмоции.

Театральноя деятельность позволяет детям с ОВЗ накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сотворчества. Также она помогает детям с ОВЗ расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. В процессе работы над образом, ребёнок с ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость – качества, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля. Театральная игра позволяет

ранимым и неуверенным в себе детям и подросткам стать смелее, решительнее,

занять более активную жизненную позицию.

Использование на занятиях импровизированных театральных игр делает логопедические занятия более наглядными, практическими и эффективными. По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.

Театральноя деятельность помогает приобрести навыки общения и взаимодействия с людьми, что помогает в реальной жизни легко находить общий язык с окружающими, выходить из любой сложной жизненной ситуации. Театральное искусство благотворно влияет на каждого, дарит раскрепощение, чувство уверенности в себе, помогает социально адаптироваться в обществе.

Полученный эмоциональный заряд после показа спектакля или сказки, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей с ОВЗ. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Активизируется речь, игровая деятельность приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ОВЗ. И поэтому таким детям уделяется всё больше внимания, ищутся пути решения их проблем. Одним из эффективных способов коррекции речи и развития коммуникативных способностей, несомненно, является театральная деятельность

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование театральной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 18:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование театральной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нечитайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД