Ольга Кудрина
Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по теме самообразования
«Формирование патриотических чувств у детей дошкольников
через разные виды деятельности
и работу с семьей
Составила: воспитатель МКДОУ
д/с №3 «Колокольчик»,
п. Жигалово, Иркутской области
Кудрина О. В.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
Актуальность выбранной темы была продиктована во-первых, низкой активностью родителей в проводимых семейных мероприятиях, во-вторых, нежеланием участвовать в проектах по тематическим неделям, связанными с семейными ценностями, историей и культурой России, и в-третьих, непосредственно самой политической обстановкой в мире.
Откуда пришло осознание, что необходимо проводить работу именно в русле патриотизма? Что такое патриотизм? Все мы знаем, что патриотизм – это любовь к Родине. Это знание истории своей страны, знание героев, великих людей, гордость за свою страну. А как воспитать все эти качества в ребенке? С какого возраста начинать? И что такое патриотизм в призме дошкольного воспитания?
В ходе изучения литературы, пришло осознание того, что невозможно, например 10-ти летнего ребенка заставить свято любить свою Родину, беречь свою природу, природу и землю своих прадедов, быть преданным своей Отчизне, если он не знает кто он и откуда, где и как жили, чем занимались его предки, какие ценности были у них!
Дальнейшим вектором в своей работе я взяла слова, которые встали за основу всей дальнейшей работы по теме самообразования:
«Когда ребенок растет в семье и знает своих родственников, знает свои корни, историю семьи, когда ему с детства прививается любовь к родной природе и уважение к старшим- тогда и начинается формирование патриотических качеств. Человек без этого знания подобен листу, которого несет ветер, ему легко внушить любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.»
Формирования патриотических качеств возможно только при наличии УСЛОВИЙ, которые будут способствовать СОЦИАЛИЗАЦИИ ребенка в ПОЗИТИВНОМ ключе.
Для этого ребенок должен заниматься такими видами деятельности которые, соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости.
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятиями
«Родина», «Семья»
Свою работу по данной теме я начала с детьми 3-5 лет. Ведь это самое благодатное время для воспитания нравственности, в этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребенка, поиск себя в мире.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- Сформировать у детей представления о семье, доме, поселке, природе родного края, стране, в которой они живут.
- Ознакомление детей с произведениями худ. литературы патриотической направленности, с народным декоративным искусством, музыкальными произведениями.
- Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование активного познавательного интереса.
- Повысить компетенцию родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей.
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ родителей на тему: «Патриотическое воспитание в семье и в ДОУ» 2014-15 у. г.
В АНКЕТИРОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 83% РОДИТЕЛЕЙ
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- 43% - любовь к Родине и своему краю
- Знание истории своей страны
- -Память о Победе
- Знание обычаев и традиции России
- Чувство гордости за Россию
57% - без ответа
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- 100% - ДА
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
Ответы родителей:
37% - детский сад
15% - семья
48%- детский и семья
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Ответы родителей:
9%- нет
84%-да
7%-вообще да, в детском саду рано
5. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Ответы родителей:
48%- да
52%-нет
6. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
- Совместный отдых на природе
- Пирожки по выходным
- Ходить в баню в субботу
- Всей семьей встречать Новый год
- Устраивать праздники для детей с веселыми сценариями
- Уборка в доме
- Совместные обеды и ужины
- Ходить 9 мая всей семьей на парад
- «СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ НЕТ, НО ИДЕЯ ПРИКОЛЬНАЯ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПЛАНИРУЕМ ЗАВЕСТИ ТРАДИЦИЮ»
Далее был показан видео-ролик, где дети моей группы давали интервью о том, есть ли у них в доме СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ? К моему большому удивлению оказалось, что лишь у нескольких семей, а точнее у 4 –х семей из 21, есть СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ и дети о нем знают, дети его просматривают, сравнивают себя в детстве и своих родственников: маму, папу, бабушек и дедушек.
После анализа сложившейся картины мною пришло осознание того, что необходимо провести родительское собрание по освещению данного вопроса
«…ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ…» или «ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА…»
На родительском собрании, которое прошло в форме «Семейного кафе», я постаралась донести до родителей острую необходимость в возрождении и семейных традиций, и наличия семейного фотоальбома, и ведения древа семьи, и знание ребенком своих родственников, семейных увлечений и ремесел предков, знание своего края, своей природы, а также основных социальных объектов.
Собрание имело следующую структуру:
1. Общее освещение проблемы: утрата семейных ценностей в современном обществе
2. Анализ анкетирования
3. Виды и формы развития патриотических качеств у детей силами родителей: углубление знаний о родном крае, поселке, истории названия улиц, известных людей поселка, семейный фотоальбом, возрождение семейных традиций, передача семейных увлечений и ремесел следующим поколениям;
4. Обмен опытом: Презентация семьи Данилиных «История названий улиц п. Жигалово, Презентация семьи Наумовых «Семейное увлечение», сообщение семьи Долгих «Интересные факты истории п. Жигалово»
5. Игра-пантомима «Семейные ситуации»
6. Презентация фото-выставки «Чтобы вспомнить какими мы были сохраните семейный альбом»
7. Чаепитие
Затем была проведена серия экскурсий: осенний и зимний лес, осенний и летний берег р. Лены, осенний и весенний луг и поле, экскурсия в музей школы №1, полицию, пожарную часть, библиотеку и т. д.
После проведения экскурсий детьми и родителями была создана рукотворная книга «Жигалово», в которой отражены основные организации и учреждения, природа Жигаловского района.
В ходе работы были реализованы тематические проекты «Профессии в моей семье», «Мое семейное древо», «Семейная реликвия», «Герои победы моей семьи», «Мой папа служил в армии». Постепенно стала нарастать родительская активность и участие, появился интерес в создании своего проекта, дух соревнования на лучший проект
Также пришло осознание в необходимости проведения нестандартных праздников и досугов, касающихся семейных тем и народной культуры и традиций России.
Формирования патриотических качеств продолжается уже у моих выпускников, которые создают свои школьных проекты о малой Родине и делятся ими с нами в детском саду
Также данная тема по самообразованию не обходит и речевое развитие детей. Ставшие уже нашей садовской традицией вечера и конкурсы чтецов о Родине, о России, о своих семьях, а также участие в районных конкурсах чтецов и занимание призовых мест и есть тому подтверждение.
Через три года работы на данной темой мною было проведено вновь анкетирование, которое приятно меня удивило своими результатами.
В АНКЕТИРОВАНИИ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 100% РОДИТЕЛЕЙ
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- 100% - любовь к Родине, к семье, знание своих корней, предков память о Победе, знание обычаев и традиции России
0% - без ответа
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- 100% - ДА
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
70%- СЕМЬЯ
28%- И ДЕТСКИЙ И СЕМЬЯ
2%- ДЕТСКИЙ САД
5. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
77%- да
23%-нет
6. Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
- Совместный отдых на природе
- Воскресные обеды у бабушки
- Прогулки в магазин всей семьей в воскресенье
- Сказка на ночь
- Всей семьей встречать Новый год
- Вести семейный альбом
- Блины по субботам
- Обсуждение прошедшего дня за семейным ужином
- Летом ролики,зимой лыжи- для всей семьи
- Ходить 9 мая всей семьей на парад
- Целоваться в носик при встрече дома
- Ведем генеалогическое древо семьи
Заканчивая работу над темой самообразования, понимаю, что без данного направления работать уже не смогу, ведь приоткрыв однажды тесную связь семейных уз, понимаешь, что это самая большая и незаменимая ценность нашей жизни, а для нашего подрастающего поколения – это основа основ.