Елена Грибанова
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с музыкальным искусством трудно переоценить.
Публикация «Использование развивающих игр В, В, Воскобовича в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Как известно, в процессе восприятия классических, фольклорных музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребёнка к музыкальному искусству необходимо заинтересовать его. Не смотря на то, что в современном мире музыка звучит повсюду, доступности и простоты в овладении музыкальным языком у детей нет. Музыкальные термины теоретических понятий дошкольниками заучиваются трудно, не вызывают познавательного интереса. Нередко дети отказываются разучивать музыкальные термины, давать характеристику классическим пьесам, выделять хлопками и притопами сильную и слабую доли в выполнении музыкально-ритмических движениях.
Для любого педагога главное добиться положительной динамики, достичь поставленной цели, а для ребёнка главное это живой интерес и игра. Процесс усвоения музыкального материала будет гораздо результативнее при использовании развивающих игр В. Воскобовича. Автор рекомендует использовать свой материал во всех направлениях развития дошкольников, в том числе и музыкальном. Музыкальный руководитель, используя в работе развивающие игры В. В. Воскобовича, ставит перед собой цель: помочь детям войти в волшебный мир музыки, воспитать в них живой интерес к музыкальному искусству.
Особенность игры «Радужные гномы» в том, что она решает несколько задач, в том числе и по музыкальному воспитанию. Такая игра способствует развитию детского творчества, созданию атмосферы свободного и радостного творчества и дают возможность детям узнавать что-то новое и интересное. Данная игра открывает широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Используя развивающую игру В. Воскобовича «Радужные гномы», дети знакомятся с нотной грамотой, с понятиями в музыке (сильными и слабыми долями, динамикой, темпом и т. д., музыкальными инструментами.
Введение сказочных персонажей в педагогический процесс позволит перестроить свою работу и перейти от привычных «занятий» к познавательной музыкальной деятельности. Дети помогают и сопереживают сказочным героям, выполняя определённые музыкальные задания, помогают им. Такая, музыкально - художественная деятельность носит творческий, импровизационный, активный характер. Использование развивающей игры «Радужные гномы» на музыкальных занятиях создаёт атмосферу свободного и радостного творчества, даёт возможность для конструктивных действий ребёнка, основанных на фантазировании.
Персонажи, музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальной грамоты, различная атрибутика, создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую музыкальному руководителю организовать процесс обучения музыки в ненавязчивой форме.
Карточки «Забавные буквы» с изображением гласных букв русского алфавита в виде шутов – акробатов используются в начале музыкально-художественной деятельности. Дошкольники пропевают гласную на одной ноте, звук озвучивают с чистой интонацией, не перенапрягая голосовой аппарат: сохраняя свободу челюсти, корня языка, мышц шеи и затылка. Исполняя распевки, под показ музыкального руководителя карточек, дошкольники знакомятся с буквами, упражняются в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
В результате данной работы у дошкольников улучшаются показатели уровня развития речи, певческой выразительности речи детей, двигательной активности артикуляционного аппарата, улучшается музыкальная память, внимание.
Для разучивания музыкально-ритмических движений, этюды используются по методике В. Воскобовича пространственные образы – Лев, Павлин, Пони и Лань, которые помогают детям быстрее и лучше ориентироваться в пространстве, ритмично двигаться и способствуют развитию музыкальной памяти дошкольников.
Используя современное оснащение предметно-развивающей среды музыкального зала, наглядные пособия и сказочные персонажи из развивающих игр В. Воскобовича, музыкальный руководитель максимально ускорит процесс освоения музыкального языка и овладения нотной грамоты детьми. У дошкольников возникнет устойчивый интерес к музыке, декламации, пластике. Этот интерес в дальнейшем будет являться мотивацией для продолжения обучения и помощью в раскрытии творческого потенциала детей, что даст возможность для успешной реализации личности в социуме.
Список литературы:
1. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/ под ред. - М. : ТЦ Сфера, 2015
2. В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов Методические рекомендации к игровому комплекту «Коврограф Ларчик» и игровому комплекту «МиниЛарчик» Санкт – Петербург 2015
3. М. А. Галкина, В. А. Дёмина, В. А. Курепина Музыкальное развитие дошкольников/под ред. – Творческий Центр Сфера 2015