Ирина Бобруйко
Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных образовательных технологий
в музыкальном развитии дошкольников
(из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ д/с «Золотая рыбка»
И. С. Бобруйко)
Ни для кого из нас не секрет, что на современном этапе развития образования происходят изменения в образовательных процессах и появляются новые подходы к музыкальному воспитанию, которые требуют использования наиболее эффективных современных педагогических технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
Что же такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий нам эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов помогает мне решить важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе следующие современные образовательные технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
Цель – обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Для реализации этой цели я использую артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.
Артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
– формировать артикуляцию различных звуков;
– закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
– совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ;
– увеличить объем слуховой памяти и внимания;
– учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
– развивать музыкальную память, запоминание текста песен;
– совершенствовать дикцию;
– развивать чувство ритма;
– совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
На музыкальных занятиях я использую следующие упражнения: «Покусывание и шинковка языка», «Уколы», «Лопатка и чашечка», «Болталка», «Часики» и др.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Включение пальчиковой гимнастики в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки.
Так же в своей работе с детьми я использую технологию формирования двигательных умений. Она предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:
1-й этап: «вовлекающий показ».
Дети подражают движениям, показанным мною.
2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.
3-й этап: творческое самовыражение.
Я формирую у детей умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные.
Уже со второй младшей группы я использую игровую технологию формирования навыков творческого музицирования, которая позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе творческого, совместного игрового взаимодействия.
Свою работу по данной технологии для наилучшего результата я также делю на этапы:
1-й этап: это обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять.
2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя.
3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.
Использование информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях позволяет мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют мои возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала. Очень важно, что используя информационно-коммуникационные технологии, я имею дополнительную возможность передавать детям визуальную информацию.
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес наших детей к музыке, активизируют детское внимание. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Информационно-коммуникационные технологии я включаю во все виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, распевание, пение.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» – процесс разучивания танцев с использованием видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую презентации и видеоролики симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра.
После просмотра видеозаписей у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
В разделе «Слушание музыки» использую также презентации и видеоролики. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с жанрами музыки, творчеством композиторов, в этом случае портреты, яркие иллюстрации привлекают внимание, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Также использую такой приём: даю прослушать пьесу, не называя ее название. После показываю несколько разносюжетных иллюстраций на слайдах, предлагаю детям выбрать наиболее подходящую к произведению и объяснить, почему выбрали именно эту иллюстрацию.
Таким образом, происходит обогащение детей музыкальными впечатлениями, формируется эмоциональная отзывчивость и умение высказываться о характере произведения.
В разделе «Распевание, пение» певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Поэтому детям очень интересны распевки, подготовленные с помощью ИКТ.
Также условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому на помощь приходят электронные иллюстрации к различным песням, которые помогают уяснить значение слов. Например, при разучивании в подготовительной группе песни «Будем моряками» в тексте есть такие слова: «синяя дорога», «в боевом идем дозоре». При показе электронной иллюстрации ребята сами объясняют смысл этих слов.
На развлечениях и праздниках также использую собственные презентации, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
Моя практика работы с детьми показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
Вывод: Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.