Ольга Николаева
Использование развивающих игр в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя мир. На современном этапе стоят задачи по развитию
умственных способностей детей, по формированию мыслительных умений,
которые позволят им осваивать новое, проявлять свою самостоятельность и
активность.
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования.
Любая математическая задача несет в себе определенную умственную
нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Публикация «Использование развивающих игр в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Умение найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых
действиях. Важно сформировать у детей умение не только считать,
измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность
видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости,
умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Использование занимательной математики позволяет упражнять не только
память детей, но и все мыслительные процессы. Логико-математические
игры способствуют развитию таких умственных операций, как
классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование
свойств от предметов. Дети учатся догадываться, доказывать. Это очень
важно, потому что народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не
стоит».
Развивающий дидактический материал является своеобразной умственной
гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности,
формирует настойчивость, образное и логическое мышление, смекалку,
сообразительность и целенаправленность у детей.
В нашем детском саду в образовательной деятельности с детьми по
формированию элементарных математических представлений используются
традиционные развивающие игры : «Танграм» («Тангос», «Монгольская
игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»; дидактические пособия блоки
З. Дьенеша, палочки Д. Кюизенера; авторские развивающие игры Б. П.
Никитина, В. Воскобовича.
Содержание игровых упражнений и заданий отбирается с опорой на
лексическую тему недели: «Человек», «Зимующие птицы», «Посуда»,
«Мебель», «Цветы», «Животные» и т. д.
«Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный
круг» - игры на воссоздание фигур-силуэтов – с набором фигур от 7 до 11
деталей. Усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с
целью получения новой – необходимый и начальный этап освоения игры.
Дети должны уметь практически составлять новые геометрические фигуры
из имеющихся деталей и представлять, какая фигура получится в результате
присоединения, трансфигурации. После этого они составляют фигурысилуэты по образцам (расчлененным или контурным, по собственному
замыслу.
Блоки Золтана Дьенеша представляют собой комплект объемных или
плоских геометрических тел. Каждый блок характеризуется четырьмя
свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Можно составлять
цепочки блоков в определенной последовательности по карточкам,
группировать геометрические тела. В работе с детьми можно использовать
дидактические пособия «Спасатели спешат на помощь», «Страна блоков и
палочек».
Палочки Джорджа Кюизенера представляют собой дидактический
материал в виде прямоугольных параллелепипедов, которые отличаются друг
от друга по величине и цвету и помогают моделировать число. Этот
материал иногда называют «цветные числа». Выкладывая из палочек
разноцветные коврики, выстраивая лесенку, дети знакомятся с составом
числа из единиц, из двух меньших чисел, выполняют арифметические
действия, создают силуэты фигур, ориентируясь на листе бумаги в клетку.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о
числе на основе счета и измерения, освоить ключевые сенсорные эталоны,
способы познания (сравнение, сопоставление предметов по цвету, длине,
ширине, высоте).
Нами используются не только объемные палочки, но и индивидуальные
наборы из картона. Дети с удовольствием выполняют задания по
дидактическим наборам «Посуда. Кростики», «На золотом крыльце…»,
«Страна блоков и палочек». Взрослым идея «Кростиков» напоминает
японские сканворды. На рабочих листах дети при помощи букв и цифр
выкладывают силуэты знакомых предметов из палочек. Цифра по вертикали
показывает – сколько клеток слева надо отступить. Цветной квадратик –
какого цвета палочку положить на данной строчке. Цифра по горизонтали
показывает, сколько клеток сверху надо отступить, а цветной квадратик –
цвет палочки, которую надо положить в данном столбце. Наличие на рабочих
листах букв и цифр помогает организовать ряд игр на развитие внимания и
памяти, освоения системы координат.
Развивающие игры Б. Никитина направлены на развитие у детей
пространственных представлений, образного мышления, способности
конструировать комбинировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную
фигуру из кубиков. «Кубики для всех», «Уголки», «Сложи узор», «Уникуб»,
«Сложи квадрат» - игры с заданиями разной степени сложности, позволяют
использовать детям до 27 кубиков одновременно. Освоив способы
складывания простых построек, дети свободно комбинируют форму и цвет с
целью реализации собственного замысла, создают авторские постройки.
В работе в детьми нами используются развивающие игры
В. Воскобовича: «Игровизор», «Волшебная восьмерка», «Шнур-затейник»,
«Прозрачный квадрат», «Геоконт». Эти игры используются в деятельности
по формированию элементарных математических представлений. В ходе
работы дети знакомятся со сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава,
или Сказка об удивительном геоконте».
«Геоконт» представляет собой игровое поле из фанеры, с нанесенными на
него лучами, имеющими буквенное обозначение, и геометрическими
фигурами. Точками координат этой уникальной координатной сетки служат
пересечения лучей и фигур. В этих точках закреплены специальные
пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка-гвоздик
имеет свой буквенно-цифровой адрес. С помощью разноцветных резинок
дети экспериментируют, создавая всевозможные фигуры и силуэтные
изображения. Для этого они натягивают резинки-паутинки между
соответствующими гвоздиками. Таким образом, они, следуя предложенным
образцам, создают всевозможные узоры, цифры, буквы, силуэты, а также
придумывают свои собственные фигуры. Манипулируя с резинками и
точками координат, дети получают начальные геометрические знания,
навыки трансформации сложных геометрических фигур. Также
дети могут создавать фигуры по шифру - буквенно-цифровому обозначению.
Все развивающие игры способствуют развитию мелкой моторики пальцев
рук детей, что благоприятным образом влияет на развитие речи.
Практика работы убеждает в необходимости использования
разнообразного дидактического материала применительно к группам
общеобразовательной и коррекционной направленности.